Теория и политика налоговых реформ. Формальные модели налоговой реформы, страница 11

Большое внимание автор уделяет проекту кредита денежной реформы, обеспечивающей второй важнейший источник финансирования государственных расходов. Хотя реформа эта предполагается весьма радикальной, однако, автор подчеркивает, что все операции, совершаемые банками и финансовыми посредниками будут по-прежнему возможны. При этом, однако, предполагается, что обслуживание счетов клиентов будет производиться за отдельную плату, соответствующую реальной стоимости подобных услуг. Автор полагает, что нынешняя способность банков создавать деньги «из ничего» фактически дает им преимущество за счет основной массы потребителей, несущих на себе бремя инфляции, порожденной соответствующими увеличениями денежной массы.

Рассмотрены также возражения общего характера, связанные с формированием единого европейского экономического пространства. В частности, автор резко критикует меры по гармонизации налогового режима европейских стран (например, сближения ставок налога на добавленную стоимость). Автор считает, что эти меры лишь зафиксируют на длительный период недостатки, присущие налоговым системам всех европейских стран. Он отмечает, в частности, крайнюю усложненность налогового законодательства, напоминая, что свод законов, управляющий налогообложением Франции, насчитывает тысячи страниц. Автор считает, что переход к разумной налоговой системе в масштабах объединенной Европы может быть достигнут путем конкуренции между налоговыми системами отдельных стран. Поскольку те страны, которые первыми начнут переход к экономически рациональным налоговым системам, получат существенное конкурентное преимущество, обеспечивающее потоки капитала в эти страны.

Последняя шестая глава посвящена сопоставлению предлагаемой реформы с общепринятыми экономическими истинами. Автор подчеркивает, что в основе его предложений лежит углубленный анализ «теории максимальной эффективности капитала, рисков и денежной сферы», а также базовые концепции демократического, либерального и гуманистического общества, разделяемые доминирующей традицией экономической мысли со второй половины XIX века и до наших дней. Автор считает, что идеи, предлагаемой им реформы, не рассматривались ни либералами, искренне стремившимися к повышению эффективности экономики, ни социалистами, ориентированными на справедливое распределение доходов, хотя, по его мнению, данная реформа соответствует стремлениям и тех, и других.

Он связывает эту ситуацию, прежде всего, с искажениями экономического мышления, которое часто находится в плену псевдонаучных мифов. Однако он вынужден признать, что попытка критики стереотипных взглядов на налоговую систему может вызвать весьма резкое противодействие со стороны различных влиятельных сил. Он считает, что должно возникнуть широкое общественное движение в поддержку перехода к экономически разумной налоговой системе, способствующей экономическому развитию.

В 80-е годы ХХ века во многих странах мира были проведены весьма похожие налоговые реформы. Например, в 1986 году был принят Закон о налоговой реформе в США, в рамках которого произошло снижение максимальной предельной ставки подоходного налога с 50% до 33%. Аналогичным образом в ходе реформ, проведенных в 80-е годы, произошло снижение этой ставки: в Швеции -- с 88% до 80%, в Португалии с 80% до 69%, в Ирландии – 77% до 65%, в Италии – с 72% до 62%, в Великобритании с 73% до 60%. Таким образом, наблюдалось весьма существенное снижение этой ставки, которое в случае США можно рассматривать как радикальное. Здесь также наблюдался весьма значительный рост вычетов из личного дохода и стандартных вычетов, в результате чего более 6 млн. чел. были исключены из налоговых списков.

Проведение реформы в этих странах опиралось на весьма развитую аргументацию, которую мы представим ниже по шести основным позициям.