Теория и политика налоговых реформ. Формальные модели налоговой реформы, страница 6

* * *

Завершая анализ данного типа моделей, мы можем констатировать, что теоретический анализ проблем экспертизы проектов налоговой реформы может опираться на доступный в настоящее время теоретический аппарат. Он достаточно богат и гибок, чтобы предложить интересные идеи, полезные оценивающим органам при формировании предложений по налоговой реформе. Некоторое представление о возможностях этого аппарата дает приведенное выше описание класса моделей, ориентированных на использование функции общественного благосостояния в контексте общего равновесия.

Основная литература подраздела 5.1

[Аткинсон, Стиглиц 1995; гл. 12], [Auerbach 1985, Сh.2], [Dreze, Stern 1987]

Дополнительная литература подраздела 5.1

[Guesnerie 1995]

5.2 Возможные подходы к политике налоговой реформы

5.2.1 Концепция поэтапных изменений и предложения по радикальным преобразованиям налоговой системы

В экономической литературе широко обсуждаются возможные подходы к совершенствованию налоговой системы. В частности, достаточно популярен поэтапный подход к реформированию, предусматривающий достаточно длинную цепочку последовательно проводимых преобразований (он также будет рассмотрен в 5.2). В рамках такого подхода возникает возможность более тонкого институционального анализа реализуемости каждого отдельного этапа. С учетом этого определяется и очередность этапов. В частности, существенную роль могут сыграть этапы, связанные с совершенствованием налогового администрирования, что может способствовать сокращению расходов на функционирование налоговой системы, а также повышению уровня собираемости налогов.

Существенное преимущество поэтапного подхода связано с возможностью корректировать оценки значений соответствующих переменных и параметров при переходе от одного этапа к другому. Альтернативный подход предполагает достаточно амбициозную попытку расчета оптимального варианта налоговой системы, на основе которого предлагается радикальная реформа достаточно быстрого перехода к найденному оптимальному варианту. При этом, однако, возникает информационная проблема точности тех прогнозов, на которых основывается оптимизационный расчет. Это связано с возможностью существенного изменения сложившихся в экономике соотношений при переходе к радикально новому варианту налоговой системы. Таким образом, могут произойти такие изменения в базовых параметрах, характеризующих указанные соотношения, которые не были учтены в рамках этих прогнозов. Здесь выявляются информационные преимущества поэтапного подхода, в рамках которого возможно осуществление «локальной оптимизации».

Эта техника предполагает исследование множества приемлемых вариантов налоговой реформы, соответствующих достаточно ограниченным масштабам изменений. Такое исследование может быть проведено с использованием оптимизационных математических моделей (см. 5.1). На основе подобных моделей из этого множества с помощью «вектора предельных социальных ценностей», порождаемого градиентом функции социального благосостояния, определяется наиболее предпочтительное направление налоговых изменений, соответствующих данному этапу (о «векторе предельных социальных ценностей» подробнее см. выше, п. 5.1.4). Этому подходу посвящены, в частности, некоторые теоретические работы таких известных специалистов, как Генери и Стерн. В целом, обсуждение этих вопросов достаточно широко представлено в экономической литературе 80-х годов. После осуществления очередного этапа предполагается исследование вновь сложившейся ситуации с соответствующей корректировкой значений переменных и параметров.

Однако при попытке использования оптимизационного подхода на основе достаточно детальной модели общего равновесия возникает определенная проблема произвольности в спецификации набора параметров модели, а также в выборе самих уравнений модели. В общем случае будет много возможных спецификаций, каждая из которых предлагает свой вариант вектора теневых цен (отличный от других). И не одна из спецификаций не доказывает очевидным образом свою предпочтительность в контексте решений об оптимальной налоговой системе.