Теория и политика налоговых реформ. Формальные модели налоговой реформы, страница 21

Налоговый учет и отчетность должны быть очень простыми и понятными, обеспечивая налогоплательщику возможность выполнения соответствующих требований налогового законодательства без значительных затрат времени и сил. При этом рядовой налогоплательщик, работающий по найму или в малом бизнесе, должен быть избавлен от необходимости получения дорогостоящей консультации у специалиста по налогам. Реализация лишь одного этого аспекта налоговой реформы обеспечит существенную экономию, переключая на более эффективное использование соответствующие ресурсы.

Наряду с этими проблемами, решаемыми в технике экономического анализа относительно краткосрочных последствий, существует и более масштабная проблема стимулирования экономического роста, что связано с анализом долгосрочных последствий. Сложившаяся стандартная теория налогообложения настаивает в связи с этим на необходимости достижения высокого уровня нейтральности налоговой системы с тем, чтобы минимизировать искажения, вносимые налогами в равновесные ценовые пропорции совокупности рынков национальной экономики (эти вопросы были рассмотрены во втором разделе курса).

Однако важно иметь в виду и такой важный фактор, способствующий повышению собираемости налогов, как формирование общего климата доверия налогоплательщиков к государству и выполнению им бюджетных функций. Здесь, в частности, важно повысить уровень справедливости налоговой системы по отношению к налогоплательщикам, ликвидируя неоправданные налоговые льготы и накопившиеся недоимки по налоговым платежам, которые создают легальные привилегии для отдельных фирм.

С другой стороны, необходимо проведение мероприятий по пресечению уклонения от уплаты налогов, которое создает для фирм нелегальные привилегии. В период 90-х годов в России сложилась такая налоговая система, которая стимулирует отрицательный отбор среди налогоплательщиков, когда не выдерживают конкуренции с теневыми структурами законопослушные фирмы, добросовестно выплачивающие налоги. Постепенное понимание этой ситуации вынуждает их к уклонению от уплаты налогов, те фирмы, которые не могут снять с себя хотя бы часть налогового бремени, со временем разоряются.

В результате уклонение от налогов приобрело массовый характер. Общее равновесие в российской экономике сложилось в точке, соответствующей реальной практике, в рамках которой размер налогового бремени весьма далек от предусмотренного законом номинала. Попытка добиться полной выплаты налогов всеми налогоплательщиками за счет усиления репрессивных мер со стороны правоохранительной системы привела бы не только к непосредственному усилению социального напряжения, чреватого отдельными «социальными взрывами», но и к выходу экономики страны из точки равновесия с почти катастрофическими для нее последствиями.

Именно поэтому необходимо радикальное реформирование взаимоотношений налогоплательщика с налоговой системой. Необходимо обеспечить более равномерное распределение налогового бремени, снижая его для добросовестных налогоплательщиков, и в то же время, расширяя налоговую базу за счет ликвидации льгот и параллельного сокращения незаконного уклонения от налогообложения. Подобное реформирование повысит уровни нейтральности и справедливости российской налоговой системы и будет, тем самым, способствовать экономическому росту. Таким образом, реформа должна обеспечить нормализацию взаимоотношений между налогоплательщиками и органами налоговой администрации.

В связи с этим возникает необходимость проведения институционального анализа ограничений, препятствующих потенциальному возможному значительному повышению эффективности функционирования экономики страны, в том числе анализа конфигурации групп специальных интересов в их влиянии на бюджетную политику.