Министерство науки и высшего образования
Республики Казахстан
Северо-Казахстанский университет
Кафедра «Автомобильный транспорт»
по «Специальному курсу техническая
эксплуатация автомобилей»
г. Петропавловск 2000г.
Методическое руководство составлено на основании специальности 29.01. «Автомобили и автомобильное хозяйство».
«____»_________2000г. Протокол № __________
Зав. кафедрой АТ А.К. Томашец _________
Одобрено методическим бюро транспортно-строительного факультета.
«____»_________2000г. Протокол № ___________
Председатель А.К. Полищук _________
Разработал доцент Попов Олег Николаевич
доцент Томашец Анатолий Константинович
Рецензент доцент Солянин Владимир Анисимович
доцент Абильмажинов Серик Игласович
«____»___________ 2000г.
Основной целью изучения программы "Специальный курс технической эксплуатации автотранспортных средств" является расширение и углубление профессиональных знаний студентов по специальным проблемам технической эксплуатации автомобилей прикладного характера, необходимые инженеру-механику при решении практических вопросов на производстве. Изучение данной дисциплины базируется на общетехнических и специальных дисциплинах (теплотехника, автомобиль, автомобильные двигатели, эксплутационные материалы и т.д.).
В качестве основного учебника при изучении данной дисциплины рекомендуется "Техническая эксплуатация автомобилей". Учебник под редакцией Г.В. Крамаренко М.Транспорт 1983, 483 стр., поскольку он достаточно полно соответствует программе по специальности 29.01 "Автомобили и автомобильное хозяйство". Однако он издан в 1983 году, за это время в нашей стране изменился общ円†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††
††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††ранспорта и его под отрасли - технической эксплуатации.
За время, прошедшее с момента выхода этого учебника, изменился и подвижной состав, в частности, увеличилась доля автомобилей зарубежного производства. Это также вызывает необходимость пересмотра основополагающих принципов деятельности технической эксплуатации.
Следует иметь ввиду и то обстоятельство, что за последние годы существенно ожесточаются требования к автомобилям, в частности, по их токсичности. Другие источники, рекомендуемые для изучения "Специального курса технической эксплуатации автотранспортных средств", также ориентированы на плановую экономику и также по ряду позиций устарели.
Предлагаемый курс лекций не претендует на полную замену учебника под редакцией г. В.Крамаренко и не излагает всю программу по дисциплине "Специальный курс технической эксплуатации автотранспортных средств". Перед ним ставится более скромная задача, полагая, что "Техническая эксплуатация автомобилей" под редакцией Г.В.Крамаренко по-прежнему остается основным учебником, не отметая и ту литературу, которая раньше рекомендовалась как дополнительная - дополнить их рядом тем (например "Техническое обслуживание автомобилей зарубежными фирмами").
Ряд тем не излагается полностью, т.к. они хорошо раскрыты в рекомендуемой литературе и не устарели. Некоторые темы переработаны и дополнены с учетом современных требований (например, тем "Эксплуатация и ремонт автомобильных шин" не рассматривает вопросы: "Классификация автомобильных шин", "Работа автомобильных шин и факторы, влияющие на их изнашивание" и другие, хорошо изложенные в основном учебнике и лишь дополняются вопросами: "Конструктивные особенности бескамерных шин", "Перспективные модели шин", "Типы ободов автомобильных шин" и другими).
Существенно дополнены и переработаны темы: "Экономия топливо-энергетических ресурсов, "Охрана окружающей среды от вредного воздействия автотранспорта".
Таким образом, предлагаемый курс лекций не является самостоятельным учебником по дисциплине "Специальный курс технической эксплуатации автотранспортных средств" и лишь дополняет с учетом изменений, происходящих в экономике и, в частности, в автомобильном транспорте, литературные источники, приведенные в конце данной работы.
1. Экономия топливо-энергетических ресурсов.
1. Проблема топливо-энергетических ресурсов.
АТ является одной из наиболее энергоемких отраслей НХ. На его долю в нашей стране приходится 30% всего потребления жидкого топлива нефтяного происхождения. В капиталистических индустриально развитых странах потребление топлива на АТ находится в пределах от 21% (ФРГ) до 56% (США).
Топливная экономичность во все времена развития АТ являлась одной из наиболее важных характеристик совершенства транспортных средств.
Сегодня ни одна из проблем не волнует так остро, как проблема жидкого топлива, являющегося основой энергетики всего НХ.
В настоящее время половину всей энергии, производимой в мире, вырабатывают из нефти. Практически все транспортные двигатели и стационарные силовые установки работают на топливе нефтяного происхождения.
Существует много прогнозов времени исчерпания геологических запасов нефти. Хотя экспертные оценки противоречивы, общим для их является то, что в начале 21 века нефть перестает быть основным источником энергии.
В настоящий период возможны 2 основных пути решения проблемы транспортной энергетики.
Первый - заключается в том, чтобы более экономно и эффективно использовать топливо энергетические ресурсы, что позволит уменьшить потребление топлива без всякого ущерба в удовлетворении разнообразных потребностей общества и НХ в транспортных услугах.
Один % сэкономленного всеми а/м топлива в нашей стране за год составляет 0,65 млн.т.
Второй - связан с поиском и поэтапным рациональным использованием альтернативных источников энергии на АТ, что сдержит рост абсолютного потребления топливо нефтяного происхождения.
Технико-экономический анализ тенденции развития АТ и сложившийся топливно-энергетический баланс отрасли свидетельствуют о существенных экономических и технических трудностях на пути полной замены в ближайшем будущем на легковых и грузовых а/м традиционных энергетических установок.
Затраты на топливо составляют в среднем 25% себестоимости транспортных работ, а на смазочные и др. эксплутационные материалы приходится около 1,5%. Экономия энергоресурсов на АТ является одной из наиболее важных мер повышения эффективности транспортного процесса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.