Экономия топливо-энергетических ресурсов. Пути повышения эксплуатационных показателей автомобильных шин. Организация ТО и ремонта автомобилей в отрыве от основных баз, страница 31

На срок службы автомобиля влияет прежде всего состояние и регулировка переднего моста. Зазоры и люфты в рулевом механизме и переднем мосту не должны превышать нормативных. Для проверки технического состояния этих агрегатов можно использовать специальный прибор-люфтомер. Люфтомер, представляющий собой градуированный сектор, устанавливают на рулевую колонку, а на рулевое колесо - стрелку. Передние колёса устанавливают в среднее положение, соответствующее движению автомобиля по прямой. Поворачивают рулевое колесо до момента, когда сопротивление его вращения начинает усиливаться, но колёса ещё не начали поворачиваться и стрелку на рулевом колесе устанавливают напротив нуля шкалы люфтомера. Затем рулевое колесо поворачивают в противоположную сторону до упора и по шкале люфтомера определяют величину свободного хода рулевого колеса в градусах. Люфт рулевого колеса не должен превышать для легковых автомобилей 10-12%, для грузовых 10-15%. Если величина люфта больше - необходимо определить причину и устранить люфт.

Если люфтомера нет, можно проделать те же операции, что и с люфтомером, но замерить путь, проходимый какой-либо точкой на ободе рулевого колеса (помеченной мелом, изолентой и т.п.) в миллиметрах. Допустимая величина свободного хода для автомобилей ЗАЗ- 35 мм., ВАЗ-12-13 мм., ГАЗ 24- 40мм., ГАЗ 53А- 40мм., УАЗ 469 - 40мм..

На срок службы шин влияет схождение и развал передней оси. У стоящего автомобиля передние колёса несколько сближены (схождение) и направлены внутрь (развал). При движении колеса приобретают параллельность, благодаря чему нормально работают и изнашиваются равномерно и менее интенсивно.

Неправильное схождение колёс переднего моста приводит к очень быстрому износу шин, так как при этом протектор проскальзывает относительно дороги.

Значительно увеличивает срок службы правильная регулировка тормозов. Если тормоза отрегулированы неправильно, то не все колеса затормаживаются и растормаживаются одновременно, автомобиль "идёт юзом", что вызывает местный износ протектора. Местный износ протектора имеет место и при погнутости дисков колёс, а так же если шины не отбалансированы. Признаком этих неисправностей является пятнистый износ протектора.

Значительно влияет на срок службы величина давления воздуха в шине. Давление замеряется специальными шинными монометрами, входящими в комплект инструментов. Давление измеряется и при необходимости доводится до нормы до начала движения, когда шины холодные. При движении шины нагреваются, давление в них повышается и снижать давление до нормы "холодной шины" в пути не следует.

При низком давлении воздуха в шине она деформируется, боковины каркаса сильно изгибаются, протектор также прогибается и соприкасается с дорогой не всей поверхностью, а только краями. Признаком шины, постоянно эксплуатируемой с пониженным давлением, является износ крайних частей протектора.

Кроме этого при эксплуатации шин с пониженным давлением они сильно нагреваются, сцепление между отдельными частями шин ослабевает и начинается тепловое расслоение между отдельными слоями каркаса, а иногда - отслоение протектора. Часто происходит кольцевой излом каркаса: внутренний слой отслаивается, нити теряют связь между собой, что ведёт к их быстрому перетиранию. У автомобилей с задними сдвоенными колёсами давление в шинах должно быть одинаковым, в противном случае в колесе с большим давлением возникает перегрузка, что вызывает её преждевременный выход из строя. Если давление в сдвоенных колёсах ниже нормы, зазор между ними уменьшается и шины, касаясь друг друга, разрушаются вследствие перетирания боковин. Вызывают перетирание боковин и посторонние предметы, попавшие между спаренными колёсами, поэтому в случае их попадания необходимо эти предметы удалить.

Итак, эксплуатация шин с пониженным давлением недопустима. Если шина эксплуатируется с давлением 50% от нормального, срок её службы сокращается вчетверо.

Недопустима эксплуатация шин и с повышенным давлением. В этом случае шина делается более жесткой, плохо амортизирует, не поглощает удары и легко разрушается. При повышенном давлении ускоряется процесс "усталости" корда, который впоследствии приводит к разрыву каркаса. Площадь контакта шины с дорогой становится меньше, что усиливает износ протектора в середине беговой дорожки. Износ беговой дорожки в средней части является признаком эксплуатации шин с повышенным давлением. Увеличение давления в шинах на 20% выше нормы снижает их пробег на 10-15% и более.

На срок службы автомобильных шин существенно влияет скорость движения. При движении автомобиля с высокой скоростью в течение длительного времени покрышка нагревается, её температура может достигать 100 С, что создаёт предпосылки для её преждевременного разрушения. Установлено, что пробег шин автомобиля, движущегося со скоростью свыше 110 км\час, более чем в 2 раза меньше пробега шин автомобиля, движущегося со скоростью 50 км\час. Подтверждает это и опыт использования шин на автомобилях, участвующих в соревнованиях формулы 1. Трасса соревнований обычно не превышает 1 тысячи

километров, тем не менее высококачественные шины не выдерживают высоких скоростей движения и в ходе гонок подлежат замене.

Преждевременный износ шин наблюдается при перегрузке автомобиля, либо при неравномерном распределении груза в кузове. При перегрузке шины наблюдаются те же явления, что и при снижении давления в ней. 25 процентная перегрузка вызывает снижение пробега шины на 40%, 100%- на 80%. Если перевозится груз большой плотности, то его следует располагать ближе к кабине, чтобы обеспечить более равномерную нагрузку на все колёса и оптимальные условия для работы шин.

Большое значение имеет правильность комплектования шин на автомобиле. Недопустимо комплектование спаренных шин на задних колёсах с различным рисунком прожектора, или с различной степенью износа, тем более установка на одну ось шин диагональной и радиальной конструкции и шин с различными типами рисунка протектора. Запрещается установка шин, восстановленных по первому классу на передние оси междугородних автобусов, а восстановленные по второму классу - на передние оси легковых автомобилей и на передние и задние оси междугородних автобусов.