Вода не участвует в процессе сгорания, но ее пары, обладая большой теплоемкостью, оказывают существенное влияние на сходность сгорания, 1 и давление рабочего процесса.
Антидетанационный эффект воды складывается из Зх основных факторов:
¨ охлаждение заряда рабочей смеси;
¨ охлаждение цилиндра и его деталей;
¨ действие водяного пара на рабочий процесс как инертной среды. Применение присадок воды к топливу находится на стадии поиска оптимальных технических решений.
Влияние эксплутационных факторов на расход топлива
Эксплуатация а/м связана с закономерным изменением его технического состояния, сопровождающимся увеличенным расходом топлива и выбросом вредных веществ на единицу транспортной работы или перевозку одного пассажира.
По мере увеличения наработки происходит изменение регулировочных параметров двигателя и тех.состояния его узлов и систем, влияющих на стабильность и качество дозирования топлива, а также на эффективность воспламенения горючей смеси.
В основе повышенного расхода топлива и выброса вредных веществ с ОГ при эксплуат. а/м лежат следующие причины.
¨ нарушение состава горючей смеси на основных эксплуатационных режимах;
¨ ухудшение процесса воспламенения и сгорания рабочей смеси;
¨ одновременное действие первых 2х- причин.
Обеднением горючей смеси можно добиться одновременного уменьшения выбросов продуктов неполного сгорания СО и СН. Зависимость содержания СО от состава имеет линейный характер. Подобную закономерность изменения содержания СО и СН объясняют прежде всего увеличенным содержанием в ней кислорода, необходимого для более полного сгорания топлива.
Минимальное количество СН в продуктах сгорания наблюдают при коэф.избытка воздуха a = 1,15-1,20. Резкое их увеличение в ОГ отмечают при a > 1,25. Последнее связано с замедленным сгоранием рабочей смеси и перебоями в работе двигателя наличие которых обнаружить без инструментальных методов практически не возможно.
Повышение полноты сгорания топлива путем снижения содержания СО и СН в ОГ улучшает топливную экономичность двигателя по регулировочной характеристике до 25%.
Однако обеднение рабочей смеси за границы эффективного предела уже при a >1,0 вызывает появление пропусков воспламенения и нестабильности рабочих циклов двигателя. Это одна из причин появления СН в ОГ.
Одно из наиболее важных требований, предъявляемых к современным системам приготовления горючей смеси связано с обеспечением точности дозирования топлива в широком диапазоне скоростных и нагрузочных режимов работы двигателя, т.е. условиях реального транспортного процесса. В процессе эксплуатации происходит изменение технического состояния систем дозирования топлива и воспламенения горючей смеси.
Существует 2 основных причины потери топлива при эксплуатации а/м.
1 связана с прямыми технологическими потерями топлива, 2- с химической неполнотой сгорания топлива в цилиндрах двигателя.
Первые потери характеризуются культурой эксплуатации и связаны с испарением и подтеканием топлива из системы питания, а также с заправкой а/м и проведением его ТО.
Вторые - связаны с качеством протекания рабочего процесса, т.е. с выбросом непрореагировавшей части топлива с ОГ в виде продуктов неполного сгорания СО, СН и др.
Потери топлива а/м средней грузоподъемности с карб-двигателем из-за химической неполноты сгорания составляет 250-500 кг в год. Прямые потери топлива так же велики. Только при заправке они составляют 0,9-1,2 г/л объема бензобака.
К наиболее важным эксплуатационным факторам, определяющим эффективность топливоиспользования в условиях транспортного процесса относят:
¨ улучшение организации дорожного движения;
¨ совершенствование профессионального мастерства водителя;
¨ улучшение тех.состояния ПС и транспортных коммуникаций;
¨ повышение коэф. использования грузоподъемности а/м.;
¨ повышение коэф .использования пробега.
Этими факторами можно управлять как на отраслевом уровне, так и в условиях АТП.
Режимные факторы и регулировочные параметры а/м двигателей в эксплуатационных условиях
Работа а/м двигателей сопровождается частой сменой скоростных и нагрузочных режимов. Для обеспечения экономичной работы двигателя карбюратор должен готовить обедненную смесь на малых и средних нагрузках, а при полном и близком к нему открытии дросселя - богатую или обогащенную горючую смесь.
Тех-состояние двигателя и его систем.
А/м двигатель - один из менее надежных агрегатов. В процессе эксплуатации его отказы и неисправности оказывают комплексное воздействие на расход топлива и выброс вредных веществ.
Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ). Ее износ вызывает снижение величины компрессии до 20-25%. Предельный износ ЦПГ и 8-цилиндровых карб.двигателей ухудшает их мощностные и экономические качества соответственно на 8-10% и 10-12%, соответственно и увеличивается на 3-5 % угар моторного масла, а также приводит к увеличению выброса с продуктами сгорания канцерогенных веществ.
Газораспределительный механизм (ГРМ)
Его дефекты связаны преимущественно с неплотностью прилегания клапанов и нарушением регулировочных зазоров в клапанном механизме.
Увеличение зазора у впускных клапанов на 0,1мм вызывает нарушение фаз газораспределения. Для Зил и Газ это соответствует отклонению угла поворота коленчатого вала на 8-9°. Это приводит к уменьшению коэф.наполнения и увеличению остаточных газов. Эти явления вызывают уменьшение мощности до 3-4% и повышение расхода топлива до 5-7%. Выброс СН с ОГ повышается на 60-70%.
Отложения накипи и нагара.
Отложение накипи заметно снижает эффективность системы охлаждения. Перегрев двигателя, образование паровых пробок в системе питания и охлаждения, следовательно, снижаются коэф. наполнения, и повышается склонность к детонации. В результате увеличивается расхода топлива и понижается мощность.
Нагар также ухудшает отвод тепла от камеры сгорания, что способствует падению мощности на 10%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.