Экономия топливо-энергетических ресурсов. Пути повышения эксплуатационных показателей автомобильных шин. Организация ТО и ремонта автомобилей в отрыве от основных баз, страница 6

Вода не участвует в процессе сгорания, но ее пары, обладая большой теплоемкостью, оказывают существенное влияние на сходность сгорания, 1 и давление рабочего процесса.

Антидетанационный эффект воды складывается из Зх основных факторов:

¨  охлаждение заряда рабочей смеси;

¨  охлаждение цилиндра и его деталей;

¨  действие водяного пара на рабочий процесс как инертной среды. Применение присадок воды к топливу находится на стадии поиска оптимальных технических решений.

Влияние эксплутационных факторов на расход топлива

Эксплуатация а/м связана с закономерным изменением его технического состояния, сопровождающимся увеличенным расходом топлива и выбросом вредных веществ на единицу транспортной работы или  перевозку одного пассажира.

По  мере  увеличения  наработки  происходит изменение  регулировочных параметров двигателя и тех.состояния его узлов и систем, влияющих на стабильность и качество дозирования топлива, а также на эффективность воспламенения горючей смеси.

В основе повышенного расхода топлива и выброса вредных веществ с ОГ при эксплуат. а/м лежат следующие причины.

¨  нарушение состава горючей смеси на основных эксплуатационных режимах;

¨  ухудшение процесса воспламенения и сгорания рабочей смеси;

¨  одновременное действие первых 2х- причин.

Обеднением горючей смеси можно  добиться одновременного уменьшения выбросов продуктов неполного сгорания СО и СН. Зависимость содержания СО от состава имеет линейный характер. Подобную закономерность изменения содержания СО и СН объясняют прежде всего увеличенным содержанием в ней кислорода, необходимого для более полного сгорания топлива.

Минимальное  количество  СН в  продуктах  сгорания  наблюдают при коэф.избытка воздуха  a = 1,15-1,20. Резкое их увеличение в ОГ отмечают при a > 1,25. Последнее связано с замедленным сгоранием рабочей смеси и перебоями в работе двигателя наличие которых обнаружить без инструментальных методов практически не возможно.

Повышение полноты сгорания топлива путем снижения содержания СО и СН в ОГ улучшает топливную экономичность двигателя по регулировочной характеристике до 25%.

Однако обеднение рабочей смеси за границы эффективного предела уже при a >1,0 вызывает появление пропусков воспламенения и нестабильности рабочих циклов двигателя. Это одна из причин появления СН в ОГ.

Одно из наиболее важных требований, предъявляемых к современным системам приготовления горючей смеси связано с обеспечением точности дозирования топлива в широком диапазоне скоростных и нагрузочных режимов работы двигателя, т.е. условиях реального транспортного процесса. В процессе эксплуатации происходит изменение технического состояния систем дозирования топлива и воспламенения горючей смеси.

Классификация эксплуатационных факторов

Существует 2 основных причины потери топлива при эксплуатации а/м.

1 связана с прямыми технологическими потерями топлива, 2- с химической неполнотой сгорания топлива в цилиндрах двигателя.

Первые потери характеризуются культурой эксплуатации и связаны с испарением  и подтеканием топлива из системы питания, а также с заправкой а/м и проведением его ТО.

Вторые - связаны с качеством протекания рабочего процесса, т.е. с выбросом непрореагировавшей части топлива с ОГ в виде продуктов неполного сгорания СО, СН и др.

Потери топлива а/м средней грузоподъемности с карб-двигателем из-за химической неполноты сгорания составляет 250-500 кг в год. Прямые потери топлива так же велики. Только при заправке они составляют 0,9-1,2 г/л  объема бензобака.

К наиболее важным эксплуатационным факторам, определяющим эффективность топливоиспользования в условиях транспортного процесса относят:

¨  улучшение организации дорожного движения;

¨  совершенствование профессионального мастерства водителя;

¨  улучшение тех.состояния ПС и транспортных коммуникаций;

¨  повышение коэф. использования грузоподъемности а/м.;

¨  повышение коэф .использования пробега.

Этими факторами можно управлять как на отраслевом уровне, так и в условиях АТП.

Режимные факторы и регулировочные параметры а/м двигателей в эксплуатационных условиях

Работа а/м двигателей сопровождается частой сменой скоростных и нагрузочных режимов. Для обеспечения экономичной работы двигателя карбюратор должен готовить обедненную смесь на малых и средних нагрузках, а при полном и близком к нему открытии дросселя - богатую или обогащенную горючую смесь.

Тех-состояние двигателя и его систем.

А/м двигатель - один из менее надежных агрегатов. В процессе эксплуатации его отказы и неисправности оказывают комплексное воздействие на расход топлива и выброс вредных веществ.

Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ). Ее износ вызывает снижение величины компрессии до 20-25%. Предельный износ ЦПГ и 8-цилиндровых  карб.двигателей ухудшает их мощностные и экономические качества соответственно на 8-10% и 10-12%, соответственно и увеличивается на 3-5 % угар моторного масла, а также приводит к увеличению выброса с продуктами сгорания канцерогенных веществ.


Газораспределительный механизм (ГРМ)

Его дефекты связаны преимущественно с неплотностью прилегания клапанов и нарушением регулировочных зазоров в клапанном механизме.

Увеличение зазора у впускных клапанов на 0,1мм вызывает нарушение фаз газораспределения. Для Зил и Газ это соответствует отклонению угла поворота коленчатого вала на 8-9°. Это приводит к уменьшению коэф.наполнения и увеличению остаточных газов. Эти явления вызывают уменьшение мощности до 3-4% и повышение расхода топлива до 5-7%. Выброс СН с ОГ повышается на 60-70%.

Отложения накипи и нагара.

Отложение накипи заметно снижает эффективность системы охлаждения. Перегрев двигателя, образование паровых пробок в системе питания и охлаждения, следовательно, снижаются коэф. наполнения, и повышается склонность к детонации. В результате увеличивается расхода топлива и понижается мощность.

Нагар также ухудшает отвод тепла от камеры сгорания, что способствует падению мощности на 10%.