Экономия топливо-энергетических ресурсов. Пути повышения эксплуатационных показателей автомобильных шин. Организация ТО и ремонта автомобилей в отрыве от основных баз, страница 33

Раньше автотранспорт довольно часто работал в отрыве от основ­ных баз (например, при строительстве БАМа), будет, естественно, привлекаться к такой работе и впредь, хотя изменение форм собствен­ности кардинально изменит подход как к процессу перевозки, так и к техническому обслуживанию и ремонту.

Следует отметить, что работа автомобилей в отрыве от основных баз связана с рядом трудностей. Ведомственный транспорт, осущес­твляя перевозки при прокладке линий электропередач и связи, выпол­няя мелиоративные и другие специальные работы, работает, как прави­ло, в составе небольших автоколонн численностью 50 и менее автомоби­лей, что удорожает процесс ТО и ремонта, не позволяет использовать средства механизации, применять прогрессивные формы организации производства. Характерным примером в этом отношении является проволившееся сравнительно недавно строительство Байкало-Амурской магис­трали. Работа автомобилей на этой стройке велась в тайге, без транспортных путей, в сложнейших климатических условиях, в необжитых районах, в отрыве от городов и поселков. От Министерства транспортного строительства на БАМе работало свыше 10 тыс. автомобилей, рас­средоточенных на протяжении 2 тыс. км. При этом более 5 тыс. автомо­билей находились в колоннах с числом автомобилей менее 50. Эксплуа­тация автомобилей в таких условиях приводит к интенсивному его изно­су, необходимости более интенсивно проводить мероприятия по поддер­жанию автомобилей в технически исправном состоянии, усложняется работа по управлений автотранспортом, в то же время сложнее решать впросы снабжения, культурно-бытового обеспечения и много многое дру­гое.

1.  Участие автомобилей в уборке урожая

Для нашего региона примером работы автомобилей в отрыве от основных баз является участие в уборке урожая. Использованию подвижно­го состава на сельскохозяйственных перевозках присущи следующие спе­цифически особенности:

- напряженный ритм работы автомобилей;

- сложные дорожные и климатические условия, меняющиеся метеорологические условия, повышенная запыленность воздуха и др:

- многоведомственная подчиненность автотранспорта, участвующего в сельхозработах:

- "распыленность" автомобилей по автоколоннам с количеством 50-75 и мелким автоотрядам с числом автомобилей .5-10;

- кратковременность работы автоотрядов и колонн и частые их переме­щения:

- организации ТО и ТР автомобилей при значительном удалении на дли­тельные сроки от своих постоянных баз:

- использование передвижных средств ТО и ТР, организация полевых пунктов ТО и ТР и автогородков:

- использование водителей при ТО и ТР своих автомобилей.

Автомобили, участвующие в уборке урожая, должны постоянно нахо­диться в работоспособном состоянии и должны быть готовы к перевозкам и после уборочной компании. Однако опыт показывает, что далеко не всегда в период уборки урожая надлежащим образом организуются ТО и ТР автомобилей, работающих вне основных баз и коэффициент техничес­кой готовности их за время уборочной компании резко снижается,  Опыт показывает, что по возвещении с уборки урожая до 30-50 %  автомоби­лей требуют поведение  значительного  объема  ремонтных  работ См. рис.) Работоспособность подвижного состава, временно находящегося  в отрыве от основных баз, во многом зависит от предварительной  подго­товки автомобилей от организации ТО и ТР подвижного состава  в  этот период и от организации  материально-технического снабжения.

Подготовка автоколонны должна осуществляться параллельно по ши­роким направлениям: подбор руководителей автоколонны, определение состава водителей, определение состава ремонтно-обслуживающего пер­сонала, подготовка производственно-технических  и  культурно-бытовых средств, подготовка подвижного состава, автоколонны.

Подготовка  производственно-технических и культурно-бытовых средств не следует откладывать на весенне-летний период, а целесооб­разно начинать сразу после окончания работы автомобилей в предшес­твующей командировке. При этом выявляется перечень средств,  которых недоставало в прошедшем периоде работы, составляется план  изготовле­ния и приобретения новых средств, а также  подготовки  существующих. Рациональным следует считать подход, при котором автомобилисты рабо­тают у одного сельхозпроизводителя в течение многих лет, что  позво­лит постепенно укреплять материально-техническую базу,  авто городов, передвижных пунктов в ТО, обеспечивать их сохранность  в  межубороч­ное время и т.д.

Целесообразно заблаговременно организовать для некоторых ремон­тных рабочих обучение смежным профессиям, что особенно ценно при ра­боте автомобилей в отрыве от основных баз.

При уборке урожая широко применялись передвижные автогородки, которые комплектовались всем необходимым для  обеспечения нормальной работы и отдыха ремонтных рабочих.  Имеются  разработанные  КАЗНПиат табели оснащения автоколонн, работающих в отрыве от основной базы и по планировкам авто городков с выделением трех основных зон -  стоян­ки подвижного состава, обслуживания автомобилей и культурно-бытовой.

Состав автогородка во многом зависит от места его  размещения. Желательно, чтобы авто городок размещался  вблизи ремонтных  мастер­ских совхозов, сельхозпроизводитедя, на благоустроенной территории с подъездными путями и подведенной электросетью. В этом случае в  местных мастерских для нужд автоколонны могут выполняться сложные работы (кузовные, сварочные, токарные, вулканизационные и другие), что сокращает состав передвижных средств самого авто городка.

Изменившаяся экономическая ситуация внесет, безусловно, коррективы в формы и методы организации ТО и ремонта автомобилей, работавших в отрыве от основных баз, но все же основные принципы,  основные по диоды, бесспорно, останутся неизменными.

Для сокращения простоев автомобилей из-за отсутствия  исправных агрегатов узлов, приборов должны создаваться оборотный фонд,  номен­клатура и количество которого зависит от ряда факторов.  КАЗНИПИАТом разработана примерная номенклатура и количественное содержание тако­го Фонда для различных по списочному составу автоколонн. Для учета  мес­тных условий и более точного расчета количества оборотного фонда ре­комендуется пользоваться формулой