Экономия топливо-энергетических ресурсов. Пути повышения эксплуатационных показателей автомобильных шин. Организация ТО и ремонта автомобилей в отрыве от основных баз, страница 18

В качестве промежуточного звена при решении вопроса замены бензине метанолом необходимо рассматривать кислородосодержащие добавки к бензину. В любом современном автомобиле без всяких переделок можно использовать смесь из 90% бензине и 10% метанола, так называемый ГАЗОХОЛ, который не уступает по эффективности этилированному бензину при значительном снижении отравляющих веществ.

Получил широкое распространение за рубежом БИОЭТАНОЛ - этиловый спирт, полученный прямой ферментацией сахара (свеклы, сахарный тростник) или гидролизом крахмала (зерновые, картофель). Он добавляется к обычному топливу в различных пропорциях: в США - 5%, в Бразилии -22%, во Франции -5%.

Фирма "Рено" испытала новый автомобильный двигатель, работающий на масле из рапса. На скорости 100 км/час он расходовал 4 л. такого топлива. Получение рапса значительно дешевле производства бензина. Германская фирма "Эльсбет" приступил: "к серийному производству двигателей, работающих не только на рапсовом, но и на подсолнечном, оливковом, кукурузном, а также на дизельном топливе.

Специалисты финского государственного центра научных исследований и концернов "Аяко" и "Несте" предложили вместо традиционного топлива использовать смесь этилового спирте и изобутана. Это высоко октановое топливо не так токсично, дает значительно меньше вредных продуктов сгорания, чем полученное из нефти. Для его применения не надо модернизировать существующие двигатели, равно как имеющиеся бензоколонки.

В Исландии грузовые автомобили работа на рыбьем жире, который в этой стране дешевле бензина. В Австралии разработана технология получения топлива из молочной сыворотки, которая сначала превращается в метан, а потом в бензин. "Молочный бензин" стоит 25-30 центов за литр. На Кубе автомобильное топливо получено из кокосового "молока", благо тем растет б млн. кокосовых пальм.

В США ежегодно образуется 180 млн. т мусора и отходов, из них решено получать этанол -более 30 млн. л в год, что эквивалентно 6% потребляемого в США бензина. Разработана технология, которая уже реализуется.

С каждым годом все настойчивее заявляют о себе СОЛНЦЕ-МОБИЛИ, фото панели которых перемещаются с кузове машины на крыши домов их владельцев. Каждая из таких стационарных гелеустановок площадью 25-30 м в условиях, скажем, Швейцарии способна ежегодно выработать около 3000 кВт/ч электроэнергии, которой достаточно для питания электробытовых приборов в доме и зарядки батарей электромобиля. Запас хода 2-х местного экипажа массой 500-600 кГ от одной зарядки 60-100км.

К наиболее экзотическим относятся исследования по использованию угольной пыли получившие довольно большие масштабы в США.

Объектом исследований являются смеси диз. топлива с угольной пылью (размеры частиц от 0,5 до 10 мкм) с различных соотношением компонентов в диапазоне от 10 до 50% по угольной пыли. Как показали эксперименты, применение угольной пыли проводит к повышенному износу клапанов, цилиндров, поршневых колец, а также повышению токсичности продуктов сгорания, главным образом по NOx и дымности.

Однако наличие существенных недостатков не исключает возможности использование угольной пыли в условиях острого дефицита жидкого нефтяного топлива в качестве его альтернативы.

Завершая разговор о перспективах замены топлива нефтяного происхождения альтернативным, приводим таблицу характеризующую токсичность некоторых видов альтернативных топлив.

Таблица.

Топливо

Выбросы вредных веществ при испытании по циклу ОСТ г/исп

Оксид углерода

Углеводород

Оксид азота

Бензин АИ-93

42

8,5

9,1

Сжиж. нефтяной газ

19

4,8

8,7

Сжатый природ, газ

8,5

4,5

8,5

Метанол

28

4.61

4,4

Метанол + бензин

32

5,4

7,6

Водород

2,5

Водород + Бензин

3,0

2,8

4,55

3.2.5. Дизелизация.

Долгое время считали, что дизель более экологичен, но исследования последних пет показали, что они все таки вреднее бензиновых. В Японии, например, считают, что один дизель по вредности можно прировнять к тридцати бензиновым двигателям, поскольку сажа - частицы углерода, выбрасываемые им, являются адсорбентом и осаждает на себе различные вещества, в том числе канцерогенные, содержащиеся в выхлопных газах, а люди не вдыхают. Та же мысль высказывается в учебнике "Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей" под редакцией Кузнецова (стр. 368)


Таблица.

Условное количество токсичных веществ в отработанных газах бензиновых и дизельных двигателей с учетом их агрессивности

Токсичные вещества

Количество токсичных веществ на 1000 л сжигаемого топлива у различных двигателей, кг

Карбюраторных

Дизельных

Окись углерода СО

270

25

Углеводороды СН

390

15

Оксиды азота Nox

370

1480

Сажа

160

1200

Соединение свинца

660

0

ИТОГО

1850

2720

Из таблицы видно, дизель в целом оказывается более экологически опасным, особенно при использовании: неэтилированного бензина.

3.2.6. Альтернативные силовые установки.

Особое место в связи с экономией топлива и снижением токсичности ОГ занимают силовые установки, принципиально отличные от классических ДВС. Их особое положение обусловлено тем, что в большинстве случаев цели их разработок не ограничиваются только экономией топлива или заменой жидкого топлива нефтяного происхождения другими его видами. Однако во всех случаях эта цель  присутствует и проявляется если не прямо, то хотя бы косвенно.