В настоящее время в связи с совершенствованием автомобилей к шинам предъявляются значительно более строгие требования, чем несколько лет тому назад. В последние годы сведения о специфических свойствах шин значительно расширились, что связано с большим количеством исследовательских работ по шинам, проводившихся в различных странах.
Исследования показывают, что основными показателями, позволяющими оценить, насколько пневматические шины как агрегаты автомобиля отвечают современному техническому уровню и требованиям автомобильной промышленности, являются примерно следующие:
Габаритные и весовые показатели, допускаемые нагрузки и внутреннее давление воздуха, срок службы, упругие, частотные и демпфирующие характеристики, сопротивление качению при различных скоростях, сцепление с дорогой, надежность, безопасность, устойчивость, стабильность качества, бесшумность, ассортимент выпускаемых шин.
Стремление обеспечить соответствие основных характеристик шин конструкции автомобиля и условиям его работы наиболее полно отражается в тенденциях развития шин и колес.
Главным направлением в развитии шин в мировой практике и по настоящее время остаются шины обычной конструкции. Их совершенствованию уделяется большое внимание. Так, за последнее десятилетие вес шин уменьшен на 20-25 %, грузоподъемность их повышена на 15-20%, резко увеличен срок службы (например, в лучших дорожных условиях США срок службы грузовых шин до возобновления протектора достигает 200-240 тыс.км), уменьшено сопротивление качению на 10-15%, повышены тяговосцепные качества, уменьшены дисбаланс и биение примерно на 15%, проведена широкая специализация шин по условиям эксплуатации, все шире применяются шины бескамерного исполнения. Указанное достигнуто за счет улучшения качества применяемых материалов, совершенствования рецептур резин и технологии изготовления шин, повышения культуры производства и их эксплуатации.
В настоящее время за рубежом четко выражена тенденция специализации шин по их назначению. Как правило, современные шины грузовых автомобилей по своему рисунку протектора неконструктивному выполнению остальных элементов соответствуют вполне определенным сферам использования.
У каждой шины есть свои особенности работы в тех или иных условиях.Например, одна лучше «тянет» по снегу или грязи, другая – по асфальту. Неодинаково ведут себя они и при торможении, повороте.
Шины для усовершенствованных дорог характеризуются рисунком большой насыщенности протектора (до 80-85%), продольными ребрами и тонким профилированием, что значительно повышает срок службы протектора и обеспечивает очень хорошее взаимодействие с дорогой в боковом направлении. Это важно для современных грузовых автомобилей и автобусов, характеризующихся высокими динамическими качествами. Для усовершенствованных дорог шины с рисунком протектора в виде шашек за рубежом давно уже не применяются.
Шины предназначенные для автомобилей-самосвалов, имеют комбинированные рисунки протектора, характеризующиеся наличием сплошных ребер и коротких поперечных грунтозацепов в плечевых зонах.
Для грузовых автомобилей наблюдается тенденция к расширенному выпуску усиленных шин повышенной грузоподъемности. Применение таких шин позволяет улучшить компоновку автомобиля, уменьшить его вес, сопротивление качению и т.д.
Расширяется также выпуск бескамерных грузовых шин. Бескамерные шины по сравнению с камерными имеют меньшее сопротивление качению, большой срок службы и обеспечивают лучшую безопасность движения.
Весьма важным этапом в развитии конструкции грузовых шин является создание шин типа «Р», имеющих ряд серьезных преимуществ перед шинами обычной конструкции. Шины этого типа обладают значительно большим сроком службы (в зависимости от дорожных условий в 1,5-2 раза), меньшим сопротивлением качению (на 10-15%), несколько меньшим весом. Кроме того, они обеспечивают автомобилям лучшие динамические качества. К основным недостаткам грузовых шин типа «Р» следует отнести их пониженную боковую жесткость, жесткую езду при движении по неровным дорогам, повышенную чувствительность боковин повреждениям и повышенную стоимость.
Шины типа «Р» предназначаются главным образом для интенсивно эксплуатируемых автомобилей. При всех достоинствах шин этого типа для полной реализации заложенных в них потенциальных возможностей и преимуществ должно быть обеспечено конструктивное соответствие автомобиля и шин.
Несмотря на наличие за рубежом ряда патентов на грузовые шины со съемным протектором, их промышленное производство там до настоящего времени отсутствует.
В нашей стране работы по шинам со съемным протектором получили широкое развитие. К настоящему времени к промышленному производству рекомендованы шины «PC» для автомобилей ГАЗ-52. По данным испытаний, пробег этих шин в хороших дорожных условиях при трех-четырех-кратной замене колец достигает 200тыс км. и более. Однако применительно к шинам «PC» вопрос устойчивости движения автомобиля стоит значительно более остро, чем к шинам типа «Р» . Шины «PC» имеют больший вес и большее сопротивление качению. Их наиболее целесообразно использовать в тех условиях, где можно реализовать преимущества съемности протектора.
Еще на международной автомобильной выставке во Франкфурте - на - Майне в 1967г рядом известных фирм экспонировались шины зимнего типа с металлическими шипами в протекторе, предназначенные для грузовых автомобилей и автобусов.
Применение металлических шипов в шинах приводит к резкому увеличению тягово-сцепных качеств автомобилей на обледенелых и снежных укатанных дорогах. Специальные испытания 16-тонного грузового автомобиля, работавшего в составе 32-тонного автопоезда, показали, что тормозные и тяговые качества и сопротивления боковому скольжению у автомобиля на новых шинах значительно выше, чем на шинах стандартного типа (шины с металлическими шипами были установлены только на автомобиле - тягаче).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.