Экономия топливо-энергетических ресурсов. Пути повышения эксплуатационных показателей автомобильных шин. Организация ТО и ремонта автомобилей в отрыве от основных баз, страница 25

К сказанному следует добавить, что не следует увлекаться ненужными ограничениями. Если, допустим, без особой необходимости ограничить скорость движения транспорта до 40 км/час, то большинство легковых автомобилей будут вынуждены двигаться не на прямой, а на пониженной передачи (Автомобиль "Жигули" например, на 4 передаче должен двигаться со скоростью не менее 50 км/час).

Не следует без необходимости устанавливать светофоры, а если их устанавливают в местах скопления пешеходов (у школ, кинотеатров и т.д.) то следует устанавливать не автоматические светофоры, а включаемые нажатием кнопки.

При строительстве дорог необходимо стремиться к тому, чтобы по возможности исключить уклоны, резкие повороты и т.п. с целью обеспечения постоянной и экономичной скорости движения. Установлено, что минимальный расход топлива при движении грузовых автомобилей со скоростью 40-60 Км/час, легковых - при скорости 60-80 км/час. Продольные уклоны и резкие повороты увеличивают его расход и соответственно токсичность в 2 раза.

Еще одно немаловажное обстоятельство. При движении автомобилей без остановок, без разгонов, без крутых виражей и т.д. меньше образуется и пыли и асбестовых частиц и продуктов износа шин, что так же повлияет на экологию голод.

Говоря о совершенствовании транспортных коммуникаций, следует упомянуть и о защитной роли зеленых насаждений. Водители безусловно, заметили, что деревья высаживают не только в городах, но и вдоль автомобильных дорог. Большинство городов заключено в зеленое кольцо искусственных посадок.

За счет посадки деревьев и кустарников во-первых, вырабатывается дополнительное количество кислорода, во-вторых, снижается степень загрязнения воздуха прилегающих к магистрали территории на 1,5-2 ПДК и, наконец, в третьих, решается не менее важная задача - защита от транспортного шума.

3.3.4. Мастерство водителя.

Мастерство водителя складываются из ряда факторов. Здесь и глубокие знания автомобиля и тщательная подготовка его к эксплуатации - от давления воздуха в шинах до давления масла в коленчатом валу, и, конечно же, мастерство и культура вождения.

Мастерство и культура вождения определяются, с одной стороны, внимательным, доброжелательным отношением к другим участникам движения, отсутствием агрессивности к ним, с другой стороны - умением грамотно пользоваться коробкой передач, тормозами, акселератором. Кроме этого, опытный водитель подобно хорошему шахматисту должен уметь просчитывать дорожную ситуацию на несколько ходов вперед.

В результате грамотного управления автомобиль движется с постоянной скоростью без резких разгонов и торможений, без крутых виражей, что приводит к меньшему износу двигателя, сцепление, коробки передач, шин, тормозов и т.д. Меньше тратится топлива, водитель меньше устает, меньше создается предпосылок к ДТП. Не случайно с мастерства водителя судят по тому, как часто он пользуется педалью тормоза. Чем меньше торможений - тем выше квалификация водителя. При этом, что не менее важно, вредное влияние автомобиля на окружающую среду уменьшается. Почему? Во-первых, в режиме постоянных нагрузок двигатель меньше токсичен во-вторых, при постоянной скорости автомобиль меньше расшатывается, и, следовательно, меньше издает шума. В-третьих, при интенсивном торможении и разгонах, интенсивно изнашиваются шины, накладки сцепления и тормозов, что приводит к большому содержанию в воздухе пыли, частиц резины и асбеста, о вреде которых говорилось выше. В местах интенсивного торможения (перекрёстки, автобусные остановки) деформируется дорожное покрытие, появляются "стиральные доски" при движении по которым резко возрастают шум, вибрация.


3. Пути повышения эксплуатационных показателей
автомобильных шин

За последние годы в автомобильной промышленности и, в частности в НАМИ, параллельно с совершенствованием конструкции автомобиля все возрастающее внимание уделяется определению основных характеристик шин, влиянию их на работу автомобиля, выбору шин для автомобилей и разработке требований к ним. Это и понятно. Шины оказывают большое влияние на такие основные эксплуатационные показатели автомобиля, как расход топлива, надежность работы, срок службы и динамические качества автомобиля, безопасность движения,—комфортабельность езды и сохранность груэов, тормозные качества, шумность и др.

В затратах на эксплуатацию автомобиля и в расходе энергии на его передвижение шины составляют немалый процент от первоначальной стоимости самого автомобиля. Стоимость шин от первоначальной стоимости современного легкового автомобиля составляет примерно 4 - 6 %, а грузовых - 12 - 25%. Затраты на шины для легковых автомобилей составляют 6-10% , а для грузовых 11-18% от общих эксплутационных затрат.

            Наряду с шинами большие затраты падают на топлива. Например, затраты на топливо для отечественных автомобилей с бензиновыми двигателями составляют 10-15 % от общих эксплуатационных затрат, для автомобилей с дизельными двигателями они колеблются в пределах 9-10%.

Расход топлива в большей степени зависит от сопротивления качению шин. Доля сопротивления качению в общем балансе сопротивления движению автомобиля очень велика. При малых скоростях движения она составляет 70-80%, при средних скоростях-50-60% и при повышенных скоростях (80-100 км/ч) - 30-40%.

Шина является сложным механизмом, представляющим собой многокомпонентную анизотропную оболочку, работающую под давлением воздуха. Для всесторонней оценки ее качеств необходимо знать более 40 различных показателей. Причем в большинстве случаев они взаимосвязаны и изменение одних вызывает улучшение или ухудшение других. Однако не все параметры являются одинаково важными. В зависимости от назначения шины и условий ее работы одни из оценочных параметров будут являться главными, определяющими, а другие играют второстепенную роль и, наоборот, в других условиях второстепенные показатели могут оказаться главными. Это должен учитывать конструктор при проектировании шин и обеспечивать необходимые качества их для заданных условий работы за счет правильного выбора геометрических размеров отдельных деталей, материалов, конструктивного исполнения и технологии изготовления.