Источники внешних шумов практически ограничены выхлопом двигателя, вибрация различных элементов автомобиля, вызываемой неровностью дороги, а также взаимодействием шин с дорогой. Поскольку последние 2 источника являются одновременно и источниками внутренних шумов, можно считать, что снижение уровня внешних шумов сводится к применению более совершенных устройств глушения шума в системе выпуска и в какой-то мере в системе впуска двигателя. Таким образом, основные проблемы борьбы с шумами от автомобиля сводятся к разработке методов и средств снижения внутренних шумов. К источникам внутренних шумов, помимо упомянутых, относятся шумы от взаимодействия поверхности кузова с воздухом (ветром), шумы выявленные вибрацией двигателя и других механизмов, передаваемый кузову через другие - элементы, шумы, возникающие в системе впуска двигателя и др.
Одним из наиболее эффективных методов борьбы с внутренними шумами, получившем в последнее время интенсивное развитие, является использование новых материалов, обладающих высоким шумоизолирующим и шумопоглащающими свойствами. Прежде всего это относится к пластмассам и другим материалам, используемым для внешних панелей кузова, крыльев, капота, крышки багажника, дверей и т.д. Применение этих материалов имеет пока, ограниченные масштабы, однако есть достаточные основания считать, что решение подобных проблем стоимостного и технологического характере откроет им широкие перспективы.
В настоящее время появились сложные композиты, представляющие собой "сэндвичи" с наружными слоями из тонколистовой углеродистой стали, нержавеющей стали или алюминия и сердцевиной из полиолефинов, упрочненного нейлона, пенополиуретана и др. Слоистый материал о сердцевиной из полипропилена при толщине, превышающей толщину стельного листа не 10%, обладают теми же прочностными характеристиками при значительно более высоких антивибрационных, звукоизоляционных и других качествах.
Особое место среди новых композиционных материалов занимают пластмассы, армированные угольными и аламидными (FRP), и металлы, армированные керамическими волокнами (FRP). В качестве материалов армирующих волокон используют бор, углерод (грабит), кевлар (аламид) и окись алюминия, а в качестве основы - эпоксидные, полиэфирные смолы, а также Al, Mg, Cu, Ti. Армированные материалы обладают более высокими механическими свойствами, главным образом прочностными, что позволяет делать одну из наиболее сложных проблем, связанных с их применением.
Разумеется, применение соответствующих материалов при всей своей эффективности не может решить проблемы шумов в целом. Не меньшее, если не большее значение в этой связи приобретает разработка соответствующих конструктивных решений, в том числе и с использованием прогрессивных материалов. В частности одним из наиболее эффективных средств снижение уровня внутренних шумов является "капсулирование" двигателя, т.е. заключение его в капсулу из звукоизоляционных материалов.
Снижение уровня шумов, вызываемых ветром, достигается в основном приданием кузову обтекаемых (аэродинамических) форм и гладкой поверхности. Одним из новых технических направлений в этом плане можно считать метод выполнения кузова с поверхностью "заподлицо". Идея этого метода состоит в придании кузову ровной поверхности без выступов и впадин. Эта, казалось бы, простая идея вызвала целый переворот в концепции и технологии мирового кузовостроения, поставив перед ним ряд весьма трудноразрешимых проблем, к основным из которых относится проблема крепления стекол, главных обрезом дверных. Это обусловило резкую интенсификацию исследовательских и экспериментальных работ направленных на поиски приемлемых решений. Одним из вариантов сводится к отказу от опускаемых дверных стекол, что при наличии кондиционеры воздухе можно считать вполне приемлемым. Определенную проблему составляет и крепление лобового и задних стекол, поскольку метод "заподлицо" исключает или по крайней мере значительно ограничивает возможность применения рамок и уплотнительных прокладок Лобовые и задние стекла приклеиваются к кузову "заподлицо" без выступов.
Снижение шума, вызываемого вибрацией различных узлов и агрегатов автомобиля, передаваемой кузову через упругие элементы, сводится главным образом к изменению характеристик этих элементов и введению дополнительных демпфирующих устройств в целях снижения колебательных нагрузок на кузов и устранение резонанса. В частности, одним из методов решения этой задачи применительно к двигателю является подбор таких упругих характеристик подушек опор, которые в сочетании с использованием дополнительных амортизаторов позволяют одновременно увеличить коэффициент затухания в полосе низких частот и ограничить возможность возникновению резонанса в полосе высоких частот.
Снижение уровня шума от неровности дороги достигается различными методами и их сочетаниями. К ним относятся подбор соответствующих характеристик шин, обеспечивающих гашение колебаний, характеристик упругих элементов подвески и др. Балансировка шин, отсутствие "грыж", правильный подбор шин применительно к условиям эксплуатации.
В этой связи представляет интерес метод решения задачи посредством использования других элементов (пружин) с нелинейными характеристиками в сочетании с разделением нагрузки между пружинами и амортизаторами при одновременном увеличении хода подвески.
Проблема шумов является одной из достаточно сложных, чем, в частности, обусловлена интенсификация исследований не только собственно механизма возникновения шумов, но и методов их исследований. К ним относятся, например, метод голографической интерференции, анализ звукового поля шумопоглащающего экрана методом конечных элементов и др.
3.3.1. Пути снижения дымности дизелей.
Выделение сажи - специфические особенности дизеля, оно вызвано менее благоприятными условиями протекания процессов смесеобразования и сгорания в сравнении с карбюраторными двигателями. Сажа в камере сгорания дизеля образуется в результате термического разложения углеводородов топливе в условиях большого недостатка кислороде.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.