Огромное значение для понимания сущности налоговой оптимизации имеет Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 г. № 9-П. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ под налоговой оптимизацией следует понимать действия налогоплательщика, которые хотя и имеют своим следствием неуплату налога или уменьшение его суммы, заключаются в использовании предоставленных государством прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности и соответственно – оптимального вида платежа.
На основании приведенных выше определений можно сделать следующие выводы, касающиеся сущности и целей налоговой оптимизации.
Во-первых, налоговая оптимизация представляет собой определенную деятельность, которая может выражаться как в активных действиях, так и в бездействии. Данная деятельность непосредственно связана с налогообложением, то есть осуществляется в сфере отношений по взиманию налоговых платежей. Она либо вовсе не влечет появление налоговых обязательств, либо влечет их возникновение в результате наступления юридических фактов, влекущих возникновение отношений по уплате налогов, но в минимально возможном размере. С. Г. Пепеляев называет бездействие налогоплательщика, не влекущее наступление налоговых правоотношений по уплате налогов, обходом налогов, а активную деятельность – налоговым планированием [31, c. 583]. В экономической литературе встречается точка зрения, согласно которой налоговая оптимизация представлена только активными действиями. В то же время, зачастую оптимальным является несовершение действий, влекущих появление обязанности по уплате налогов.
Во-вторых, налоговая оптимизация подразумевает правомерную, законную деятельность, то есть она признается общественно допустимой, соответствующей требованиям норм права, а также основанной на законе.
В-третьих, налоговая оптимизация – это деятельность, осуществляемая особым кругом субъектов. Обязательным участником налоговой оптимизации является налогоплательщик, поскольку именно на него законодательством возлагается обязанность по уплате налогов. Если снижение сумм налогов стало следствием недостатков в деятельности налоговых органов или специфики судебных процедур, то такая деятельность не является налоговой оптимизацией. В то же время, субъектами налоговой оптимизации могут выступать физические и юридические лица, не являющиеся плательщиками конкретных налогов, но содействующие их оптимизации путем разработки методов снижения размера налоговых обязательств, оказания консультационной и организационной помощи.
Сущностью налоговой оптимизации является определение оптимального размера налоговой обязанности из всех возможных и выбор способов его достижения. Для того, чтобы этот выбор сделать, необходимо проанализировать все варианты деятельности хозяйствующего субъекта, возможные налоговые последствия каждого из вариантов и выбрать наилучший из них.
Основная цель налоговой оптимизации вытекает из ее сущности, то есть определение оптимального размера налоговой обязанности и выбор способов его достижения осуществляются с целью снижения налоговой нагрузки.
На макроэкономическом уровне налоговая нагрузка (налоговое бремя) – это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов и сборов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых платежей к совокупному национальному продукту [22, c. 54]. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Для конкретных налогоплательщиков налоговая нагрузка представляет собой долю доходов, которая уплачивается государству в форме налоговых платежей или отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации [29, c. 4].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.