Экономическую деятельность организации можно рассматривать как последовательность различных экономических действий: закупка сырья, производство товаров, выплата зарплаты, продажа готовой продукции и т.п. При этом определенные экономические действия могут оформляться самыми разными способами. То есть экономические действия имеют свое содержание в виде совокупности денежных и материальных потоков и определенных действий с ними, а также форму – внешнее документальное оформление. Налогообложение большей частью зависит именно от выбранной формы, то есть одним и тем же экономическим действиям при различном их оформлении соответствует различная величина налогообложения. В связи с этим можно говорить, что экономические действия могут иметь для налогоплательщика как обычные налоговые последствия, так и благоприятные. Налоговая оптимизация, получая информацию о той или иной операции или сделке, в свою очередь, способна выработать решение о форме ее наиболее выгодного с налоговой точки зрения документального оформления в бухгалтером и налоговом учете. Таким образом, процесс оптимизации налогообложения на предприятии способен влиять на процессы ведения бухгалтерского и налогового учета, диктуя характер документального оформления экономических действий.
Налоговая оптимизация в организации представляет собой комплексный процесс, в который вовлекаются сотрудники различных структурных подразделений, отделов и служб. Это вызвано тем, что в хозяйственной жизни налоговые аспекты тесно пересекаются с юридическими вопросами и проблемами бухгалтерского учета. Поэтому решать вопросы налоговой оптимизации необходимо комплексно, на основе системного подхода, объединяющего специалистов различных профессий и должностей: руководителей организаций, членов советов директоров, внешних и внутренних аудиторов, бухгалтеров, налоговых консультантов, юристов, экономистов.
Идеальной является такая ситуация, когда все работники высшего и среднего звена организации привлекаются к обсуждению и составлению планов налоговой оптимизации.
На практике чаще координатором процесса оптимизации налогообложения является высшее руководство, которое определяет его основные направления и последовательность осуществления.
Руководство среднего звена, а также специалисты подразделений, как правило, занимаются разработкой планов текущей налоговой оптимизации. В обязанности данных специалистов входят также анализ внутренней и внешней среды организации, составление прогнозов.
Работники финансового отдела дают информацию по фактическим условиям сделок и операций, а также результатам, которые планируется получить после их завершения, проводят расчеты вариантов финансового обеспечения сделок за счет собственных или заемных средств.
Бухгалтерия осуществляет документирование сделок и операций в соответствии с разработанным планом налоговой оптимизации, а также нормами и правилами бухгалтерского и налогового учета; рассчитывает суммы различных налогов, причитающихся к уплате в бюджет.
Служба внутреннего аудита обеспечивает достоверность используемой в ходе оптимизации информации, осуществляет анализ форм и методов осуществления операций и сделок и их отражения в бухгалтерском и налоговом учете.
Юридическая служба анализирует проведенные сделки и операции с точки зрения правовой защищенности, готовит документы необходимые для ее исполнения, а также проверяет выбранные методы и схемы налоговой оптимизации на соответствие нормам действующего законодательства.
В случае необходимости привлекаются внешние налоговые консультанты, которые могут принимать участие в разработке наиболее сложных схем налоговой оптимизации, в том числе международных.
Таким образом, в процессе налоговой оптимизации участвуют высшее руководство предприятия, руководители и специалисты его подразделений, а также квалифицированные специалисты, привлеченные из других организаций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.