Налоговая оптимизация. Осуществление налоговой оптимизации усложняется. Понятие и экономическая сущность налоговой оптимизации, страница 46

Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. № 64н предусмотрен также кассовый метод признания доходов от реализации, то есть по оплате продукции покупателем. Кассовый метод считается более предпочтительным, так как в этом случае не возникает дебиторская задолженность. Однако он имеет ограничение применения лишь субъектами малого предпринимательства. Поэтому ввиду больших размеров исследуемого предприятия не может быть им использован.

Для целей налогового учета доходы ЗАО « Центр » определяются по методу начисления в соответствии со статьями 271 и 272 главы 25 НК РФ. Статьей 273 главы 25 НК РФ также предусмотрен кассовый метод признания доходов, но он может применяться организациями лишь в том случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации этих организаций без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Данное условие не выполняется в рамках исследуемого предприятия, поэтому ЗАО « Центр » не может применять кассовый метод.

Таким образом, в бухгалтерском и налоговом учете исследуемого предприятия доходы от реализации определяются по методу начисления, что является оптимальным вариантом для целей налоговой оптимизации, так как не ведет к возникновению разногласий между бухгалтерским и налоговым учетом.

2. Так как ЗАО « Центр » осуществляет торговую деятельность, то при формировании учетной политики определяется порядок учета стоимости приобретенных товаров, а также расходов по доставке этих товаров до складов в соответствии со статьей 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденном Приказом Минфина РФ от 9.06.2001 г. № 44н. В бухгалтерском учете исследуемого предприятия приобретенные товары учитываются по покупным ценам, а транспортные расходы списываются в составе издержек обращения.

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предусматривает еще один способ оценки товаров для продажи – по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок). Но этот метод могут применять лишь организации, осуществляющей розничную торговлю.

В соответствии с пунктом 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ в налоговом учете ЗАО « Центр » стоимость приобретенных товаров также определяется, исходя из цен их приобретения.

Таким образом, при учете приобретенных товаров в бухгалтерском и налогом учете используются одинаковые методы, что является оптимальным вариантом для учетной политики ЗАО « Центр ».

3. Следующим рассмотренным элементом учетной политики предприятия является структура и способ списания расходов будущих периодов. Согласно учетной политике ЗАО « Центр » для целей бухгалтерского учета с состав расходов будущих периодов включаются следующие расходы: подписка на периодические издания, лицензии, все виды страхования, реклама, пропуска на работников и транспортные средства, договора автогражданской ответственности, отпускные и другие. Данные расходы списываются равномерно в течение периода, к которому они относятся. Пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н, предусмотрены и другие способы списания данных расходов, например: пропорционально объему продукции.

В учетной политике для целей налогообложения исследуемой организации установлен такой же порядок списания расходов будущих периодов, что и в бухгалтерском учете, что позволяет максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет данных расходов.

4. Важным элементом учетной политики, влияющим на размер расходов, формируемых для целей налогообложения, является амортизация основных средств и нематериальных активов. В бухгалтерском и налоговом учете ЗАО « Центр » амортизация по амортизируемому имуществу начисляется линейным методом. При этом и в налоговом, и в бухгалтерском учете при расчете сумм амортизации пассажирских микроавтобусов со стоимостью более 800 тыс. рублей и легковых автомобилей со стоимостью более 600 тыс. рублей используется понижающий коэффициент 0,5, что не приводит к расхождению сумм амортизации данных транспортных средств, рассчитанных в бухгалтером и налоговом учете. Следует отметить, что с 1.01.2009 года данный коэффициент отменен в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ и сохранил свое действие лишь для легковых автомобилей и микроавтобусов, введенных в эксплуатацию до 1.01.2009 года.