Налоговая оптимизация. Осуществление налоговой оптимизации усложняется. Понятие и экономическая сущность налоговой оптимизации, страница 7

Например, согласно статье 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Причем данное право участников хозяйственного оборота также следует из целого ряда других положений действующего российского законодательства. К примеру, в соответствии со статьей 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. В то же время, пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что российское законодательство признает право налогоплательщика принимать меры, направленные на защиту своей собственности, в том числе путем законного сокращения объема налоговых обязательств. Соответственно, каждому хозяйствующему субъекту предоставляется право выбирать любые предусмотренные законом правовые формы хозяйственной деятельности с целью обеспечения наиболее приемлемого режима налогообложения и оптимального уровня налоговых платежей.

В то же время, государство в лице государственных фискальных и правоохранительных органов также вынуждено защищать свои финансовые интересы. Поэтому, если в результате мер, предпринятых налогоплательщиками с целью уменьшения налоговых обязательств, будет допущено и выявлено нарушение законодательства, то такие действия в зависимости от их характера будут квалифицированы как налоговые правонарушения или преступления в сфере экономической деятельности.

Таким образом, современная российская налоговая система допускает возможность налогоплательщиков проводить меры по оптимизации налоговых платежей, но только если эти меры носят законный характер. Данное экономическое явление называется налоговой оптимизацией.

В западной литературе первые исследования по проблемам налоговой оптимизации появились в 70-80-х годах. ХХ столетия. Налоговая оптимизация рассматривалась как экономическое явление и изучалась в рамках финансового менеджмента. С организацией новой налоговой системы в Российской Федерации данное явление и его понятие стало предметом исследований в отечественной экономической и правовой литературе.

А. В. Брызгалин рассматривает уменьшение налоговых платежей (налоговую минимизацию) как родовое понятие, включающее в себя в зависимости от способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию) деятельность [22, c. 11]. Следовательно, при данном подходе налоговая оптимизация представляет собой частный случай уменьшения налогов.

Налоговую минимизацию данный автор определяет как те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей [51].

В свою очередь, налоговую оптимизацию (легальное уменьшение налогов) А. В. Брызгалин определяет как уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов [51].

Иначе говоря, это организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства.

Таким образом, налоговая оптимизация с юридической точки зрения в отличие от уклонения от уплаты налогов не предполагают нарушения законных интересов государства. При налоговой оптимизации налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей. В связи с этим такие действия плательщика не составляют состав налогового преступления или правонарушения, и, следовательно, не влекут наступление неблагоприятных последствий, таких как доначисление налогов, а также взыскания пени и налоговых санкций.