Налоговая оптимизация. Осуществление налоговой оптимизации усложняется. Понятие и экономическая сущность налоговой оптимизации, страница 48

Таким образом, оптимально составленная учетная политика исследуемого предприятия свидетельствует о грамотном подходе главного бухгалтера к ведению бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

Для реализации второй задачи, поставленной перед налоговой оптимизацией, которая заключается в оптимальном построении договорных отношений с контрагентами, необходимо использовать метод договорной политики.

При использовании данного метода юристу ЗАО « Центр » следует проводить экономико-правовую экспертизу всех вновь заключенных договоров, уделяя особое внимание предмету договора, наличию всех необходимых лицензий и прочих документов, срокам выполнения обязательств и мерам ответственности в случае нарушения условий договора.

Также в качестве одного из направлений договорной политики ЗАО « Центр » предложено использование договоров комиссии при работе с поставщиками и покупателями.

Ввиду того, что в настоящий момент основным видом деятельности ЗАО « Центр » являются шипчандлерские услуги, то есть снабжение судов продуктами питания, то организации необходимо постоянно производить операции по закупке требуемых продуктов питания. На данный момент исследуемое предприятие осуществляет закупку продуктов за счет собственных средств, а затем продает их в рамках оказываемых услуг снабжения. При этом в отчетах о прибылях и убытках указываются большие суммы выручки от реализации и себестоимости проданной продукции.

Но возможен другой вариант организации данной деятельности. Закупку и продажу продуктов питания можно осуществлять, используя договор комиссии.

Согласно статье 990 Гражданского кодекса РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом комиссионер приобретет права и несет обязательства по сделке, заключенной с третьим лицом.

В данном случае ЗАО « Центр » может выступать в роли комиссионера, а поставщики продуктов питания – в роли комитента.

При заключении договора комиссии исследуемое предприятие не будет учитывать продукты, полученные по данному договору в качестве приобретенных для оптовой торговли товаров за счете 41, а будет отражать их на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию» по стоимости, указанной в приемосдаточных документах. При этом согласно пункту 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации» в бухгалтерском учете не признаются доходом посредника денежные средства, полученные от покупателей комиссионных товаров [10].

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 и подпункт 9 статьи 270 Налогового кодекса РФ ЗАО « Центр » не будет учитывать при налогообложении прибыли товары, поступившие к нему в связи с исполнением обязательств по договору комиссии. Исследуемая организация будет включать в налоговую базу по налогу на прибыль лишь сумму посреднического вознаграждения.

При этом данное предприятие будет вправе отразить в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, общехозяйственные затраты: зарплату сотрудников и налоговые отчисления от нее, стоимость аренды офисного помещения, затраты на обслуживание основных средств, суммы амортизации. ЗАО « Центр » также может учесть затраты, связанные с хранением находящегося у него имущества комитента, а также расходы, непосредственно связанные с исполнением комиссионного поручения (например, расходы на транспортировку и рекламу товаров комитента), но только при условии, что договором комиссии не предусмотрена их компенсация комитентом.

При применении договора комиссии ЗАО « Центр » будет определять налоговую базу по НДС в соответствии со статьей 156 Налогового кодекса РФ. Таким образом, исследуемое предприятие будет исчислять НДС из сумм дохода, полученного им в виде вознаграждения при исполнении договора комиссии по ставке 18%. При этом организация сможет принять к вычету «входной» НДС только по расходам, произведенным для оказания посреднических услуг, например: суммы НДС, предъявленные по аренде офисного помещения; по затратам, связанным с хранением находящегося у него имущества комитента.