Налоговая оптимизация. Осуществление налоговой оптимизации усложняется. Понятие и экономическая сущность налоговой оптимизации, страница 45

Налоговая нагрузка на себестоимость товаров и услуг с 2006 по 2008 год выросла. Это говорит об увеличении в себестоимости доли обязательных платежей и усилении налоговой бремени исследуемой организации. Рост показателя налоговой нагрузки на себестоимость произошел, несмотря на сокращение таких обязательных платежей, включенных в его расчет, как ЕСН и страховые взносы.

Показатель налоговой нагрузки на прибыль до налогообложения имел максимальное значение (0,298) в 2006 году, и минимальное (0,246) в – 2007 году. В 2008 году наблюдался некоторых рост данного показателя (0,251) по сравнению с 2007 годом. Максимальное значение рассматриваемого показателя налоговой нагрузки свидетельствует о максимальной доли налога на прибыль в балансовой прибыли, а минимальное значение данного показателя говорит о минимальной доли налога на прибыль в прибыли до налогообложения.

Таким образом, на основании проведенного расчета, а также анализа и оценки показателей налоговой нагрузки ЗАО « Центр » с использованием трех вышеназванных методик были сделаны следующие выводы.

Согласно методике М. Н. Крейниной налоговая нагрузка исследуемого предприятия в 2007 году уменьшилась по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году – увеличилась по сравнению с 2007 годом. В соответствии с подходом Е. А. Кировой показатель налогового бремени, как абсолютный, так и относительный, в течение исследуемого периода времени уменьшился. Сопоставляя налоговые платежи с источниками их уплаты по методике Т. К. Островенко, можно сделать вывод о том, что наибольшую налоговую нагрузку в течение 2006-2008 годов оказывал налог на прибыль, уплачиваемый с прибыли до налогообложения. Наименьшую налоговую нагрузку в течение исследуемого периода времени оказывали обязательные платежи с себестоимости проданных товаров, работ, услуг.

Следующим этапом после определения налоговой нагрузки и проведения ее анализа и оценки является выбор методов налоговой оптимизации в соответствии с поставленными целями и задачами.

Целью проведения любой налоговой оптимизации является снижение налоговой нагрузки предприятия. Учитывая большие размеры и специфику деятельности ЗАО « Центр », были поставлены следующие задачи налоговой оптимизации для достижения этой цели:

·  организация оптимальной системы бухгалтерского и налогового учета исследуемого предприятия;

·  построение оптимальных договорных отношений с контрагентами данного предприятия.

Так как среди всех налоговых и социальных платежей наибольшую налоговую нагрузку в течение исследуемого периода времени оказывал налог на прибыль, то при осуществлении задач налоговой оптимизации данному налогу уделялось особое внимание.

ЗАО « Центр » является акционерным обществом, не применяет специальных режимов налогообложения, то есть находится на обычном режиме налогообложения, и, поэтому для реализации первой задачи налоговой оптимизации следует использовать метод разработки учетной политики предприятия путем выбора оптимальных вариантов ее элементов.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения ЗАО « Центр » на 2008 год, разработанная главным бухгалтером и утвержденная приказами генерального директора, представлена в Приложениях 12, 13.

Ввиду того, что налог на прибыль оказывал самую большую нагрузку на исследуемое предприятие, был выполнен анализ и проведена оценка элементов учетной политики, оказывающих влияние на формирование налоговой базы по данному налогу. К таким элементам относятся: доходы, расходы, амортизация по амортизируемому имуществу, учет материально-производственных запасов, учет приобретенных товаров, порядок осуществления авансовых платежей по налогу на прибыль.

1. Доходы от обычных видов деятельности, которыми признается выручка от продаж товаров исследуемого предприятия, для целей бухгалтерского учета определяются по методу начисления, то есть по отгрузке продукции покупателю и переходу права собственности. Данный метод является общим для всех организаций, за исключением бюджетных учреждений, и был записан в ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденном Приказом Минфина РФ от 6.05.1999 г. № 32н.