Учетная политика экономического субъекта – это основной организационно-распорядительный документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета и который разрабатывается и принимается на каждый новый финансовый год. Этот документ необходим для подтверждения обоснованности и законности того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского и налогового учета.
Основные нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики организации: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н; ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 6.10.2008 г. № 106н; ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные Приказами Минфина России от 6.05.1999 г. № 32н и № 33н; Налоговый кодекс РФ.
Содержание и альтернативные варианты бухгалтерского учета организации раскрываются в Приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета, который позволяет организации вести данный учет таким образом, чтобы максимально воздействовать на финансовые результаты, повышать платежеспособность и избегать разногласий с налоговыми органами и финансовых санкций.
Перечень и варианты элементов учетной политики для целей бухгалтерского учета представлены в Приложении 6.
Существующая возможность выбора способов ведения налогового учета, предоставленных налоговым законодательством, также приводит к необходимости закрепления выбранного способа и формы ведения налогового учета в учетной политике организации для целей налогообложения.
Перечень и варианты элементов учетной политики для целей налогообложения представлены в Приложении 7.
Тщательная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальные варианты учета, эффективные с точки зрения бухгалтерского и налогового учета.
При разработке учетной политики возможны две модели взаимодействия бухгалтерского и налогового учета.
1 модель – параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета на основании одного и того же массива первичных документов, отражающих хозяйственную деятельность организации. При ее применении для формирования налоговой базы можно не учитывать правила бухгалтерского учета. В этом случае необходимо разработать аналитические регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции, фиксируя ее одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Этот подход не возможен без мощных информационных систем автоматизации функции учета в организации.
2 модель – в ее основу заложен принцип максимального сближения налогового учета с существующей в организации системой бухгалтерского учета. Так как статья 313 главы 25 Налогового кодекса РФ позволяет использовать данные бухгалтерского учета для формирования данных налогового учета, то в данном случае регистры бухгалтерского учета могут быть приняты в качестве регистров налогового учета с дополнением их реквизитами необходимыми для исчисления налоговой базы. Данная модель является более оптимальной, так как минимизирует расхождения бухгалтерского и налогового учета.
Таким образом, обоснованный выбор учетной политики позволяет организовать законным путем оптимизацию налоговых платежей, так как ее элементы влияют на формирование налоговых обязательств предприятия, и затрагивает порядок исчисления налогов.
2. Оптимизация через договор (метод договорной политики).
Нельзя недооценивать значение договора в финансово-хозяйственной деятельности. Так как объект налогообложения возникает из сделок налогоплательщика, совершаемых на основании договоров, то метод договорной политики является одним из основных действенных методов налоговой оптимизации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.