Повышение эффективности рекламной деятельности МУП «Комсомольского-на-Амуре завода подъемно-транспортного оборудования», страница 12

Очевидно, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдается увеличение объемов выпуска и реализации продукции МУП «КЗПТО». Это обусловлено:

-  оптимизацией расходов на производство продукции;

-  активизацией маркетинговых усилий по привлечению новых клиентов;

-  адаптацией предприятия к потребностям рынка;

-  поддержанием высокого качества продукции.

Анализ динамики производства и реализации продукции, выпускаемой МУП «КЗПТО» представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Динамика производства и реализации продукции

Год

Объем про-ва в текущих ценах, т.руб

Индекс цен*

Объем про-ва в базисных ценах, т.руб

Темпы роста, %

Объем реализации в баз. ценах, т.руб

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2001

77450

1,000

77450

100

100

49397

100

100

2002

97527

1,106

88180

113,9

113,9

88811

179,8

179,8

2003

143718

1,112

116856

150,9

132,5

108406

219,4

122,1

Из таблицы 2.1 видно, что в период с 2001 – 2003 год на МУП «КЗПТО» наблюдался рост производства и реализации продукции. За 3 года объем производства вырос на 51 %, объём реализации – на 119,4 %. Следует отметить, что в 2001 году завод находился на пути преодоления кризисного состояния, обусловленного  неправильно выбранной стратегией развития предприятия,  недостатками ценовой политики, нерациональным использованием оборотных средств, уменьшением количества заказчиков.

Если в 2002 году темп роста реализации продукции превышал темп роста производства на 65,9 %, то за прошедший год темп роста производства значительно опередил рост реализации (10,4 %). Это свидетельствует о наличии остатков нереализованной продукции.

Среднегодовой темп роста выпуска и реализации продукции можно рассчитать с помощью среднегеометрической по следующей формуле:

Т вп/рп =  ÖТ123 *100%,                                         (2.1)

где Т вп/рп – темп роста выпуска/реализации продукции, д. ед;

Т123 –  темпы роста в первом втором и третьем периодах, д. ед.

Среднегодовой темп прироста определяется следующим образом:

Тпр = Т вп/рп – 100,                                            (2.2)

где Тпр – темп прироста, % [22].

В данном случае среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 22,85 %, а реализации продукции – 48,17 %.

Это в свою очередь говорит о необходимости повышения роли службы маркетинга на предприятии.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия [11].

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат [5].

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции к  выручке от её реализации (без НДС);

2. Общая рентабельность, равная отношению валовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС); 

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);