Основные положения теории принятия решений. Принятие решений в условиях неопределенности природы. Принятие решения при неопределенности целей. Принятие решений в условиях конфликта, страница 6

Тем не менее, несмотря на существование коллегий, правлений и советов, обычно именно ЛПР является центральной фигурой, определяющей курс, тактику, стратегию действий на предстоящий период. Поэтому среди необходимых качеств ЛПР обязательно должно быть умение договариваться с людьми, убеждать их в правильности и обоснованности своих действий.

Методологические основы ТПР

Решение - результат выбора из множества альтернатив; представляет собой руководство к действию на  основе разработанного проекта или плана работы.

Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации.

Объектом для возникновения проблем могут служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). В частности, если в результате деятельности предприятия стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение себестоимости продукции, снижение роста производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров, - значит, назрела необходимость в реорганизации предприятия и принятии соответствующих управляющих решений.

Решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантных расчетов, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Методы ПР  тоже могут быть разными :

-  метод, основанный на интуиции ЛПР;

-  метод, основанный на понятии здравого смысла, т.е. обоснован доказательствами, опирающимися на практический опыт ЛПР;

-  научно-практический подход к ПР, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, использующий ЭВМ.

Выработка и принятие решения – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня. Одно из основных допущений теории состоит в том, что человек делает рациональный выбор, т.е. его решение является результатом упорядоченного процесса мышления.

Рациональный подход к выбору включает:

-  выработку и постановку цели;

-  изучение проблемы на основе получаемой информации;

-  выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемого решения;

-  обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (W);

-  выбор и формулирование оптимального решения: W0 Ì W;

-  принятие решения;

-  конкретизация решения для его исполнителей

-  реализация решения и контроль за исполнением.

Таким образом, технология принятия решения есть процесс, состоящий из трех стадий:

подготовка решения;

принятие решения;

реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения (УР):

проводится экономический анализ ситуации на микро- и макро- уровне, включая поиск, сбор и обработку информации;

формулируется проблема, требующая решения.

На стадии ПР: разработка и оценка альтернативных решений, проводящихся на основе многовариантных расчетов;

отбор критериев выбора оптимального решения;

выбор и получение наилучшего решения.

На стадии реализации решения: принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей;

осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы;

дается оценка полученного результата от выполненного решения.

Основные системные уровни управления и разработки решений

Для управленцев различного концептуального статуса существуют свои функции, задачи, традиции, представления о входной и выходной информации. Основные функции каждого уровня приведены в таблице 1.

Реально на практике уровню исполнителя соответствует управленец категории до мелкой фирмы, уровню «администратор» – до среднего и крупного предприятия (фирмы), «руководитель основного звена отрасли» концептуально моделирует управленца до уровня отделов и управлений министерства, а «высшее руководство» - это уровень министерства и выше.

Таблица 1

Главные функции руководителей разного уровня