Тем не менее, несмотря на существование коллегий, правлений и советов, обычно именно ЛПР является центральной фигурой, определяющей курс, тактику, стратегию действий на предстоящий период. Поэтому среди необходимых качеств ЛПР обязательно должно быть умение договариваться с людьми, убеждать их в правильности и обоснованности своих действий.
Методологические основы ТПР
Решение - результат выбора из множества альтернатив; представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.
Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации.
Объектом для возникновения проблем могут служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). В частности, если в результате деятельности предприятия стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение себестоимости продукции, снижение роста производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров, - значит, назрела необходимость в реорганизации предприятия и принятии соответствующих управляющих решений.
Решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантных расчетов, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Методы ПР тоже могут быть разными :
- метод, основанный на интуиции ЛПР;
- метод, основанный на понятии здравого смысла, т.е. обоснован доказательствами, опирающимися на практический опыт ЛПР;
- научно-практический подход к ПР, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, использующий ЭВМ.
Выработка и принятие решения – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня. Одно из основных допущений теории состоит в том, что человек делает рациональный выбор, т.е. его решение является результатом упорядоченного процесса мышления.
Рациональный подход к выбору включает:
- выработку и постановку цели;
- изучение проблемы на основе получаемой информации;
- выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемого решения;
- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (W);
- выбор и формулирование оптимального решения: W0 Ì W;
- принятие решения;
- конкретизация решения для его исполнителей
- реализация решения и контроль за исполнением.
Таким образом, технология принятия решения есть процесс, состоящий из трех стадий:
- подготовка решения;
- принятие решения;
- реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения (УР):
проводится экономический анализ ситуации на микро- и макро- уровне, включая поиск, сбор и обработку информации;
формулируется проблема, требующая решения.
На стадии ПР: разработка и оценка альтернативных решений, проводящихся на основе многовариантных расчетов;
отбор критериев выбора оптимального решения;
выбор и получение наилучшего решения.
На стадии реализации решения: принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей;
осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы;
дается оценка полученного результата от выполненного решения.
Основные системные уровни управления и разработки решений
Для управленцев различного концептуального статуса существуют свои функции, задачи, традиции, представления о входной и выходной информации. Основные функции каждого уровня приведены в таблице 1.
Реально на практике уровню исполнителя соответствует управленец категории до мелкой фирмы, уровню «администратор» – до среднего и крупного предприятия (фирмы), «руководитель основного звена отрасли» концептуально моделирует управленца до уровня отделов и управлений министерства, а «высшее руководство» - это уровень министерства и выше.
Таблица 1
Главные функции руководителей разного уровня
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.