Основные положения теории принятия решений. Принятие решений в условиях неопределенности природы. Принятие решения при неопределенности целей. Принятие решений в условиях конфликта, страница 30

Найдем сначала оптимальную стратегию Р. Она должна обеспечить выигрыш, не меньший ν при любой стратегии противника, и = ν приего оптимальном поведении Q. Пусть ν>0. Чтобыэто выполнялось,достаточно, чтобы все элементы матрицы aij >0. В противном случае можно прибавить ко всем элементам матрицы А достаточно большое число М, тогда цена игры увеличится на М, а вероятности останутся теми же.

 для любого j. Введем обозначения: xi=pi/ν, тогда

,     , выбор должен быть максимально возможным, следовательно, 1/ν принимает минимальное значение. Таким образом, .

Найдем теперь оптимальную стратегию 2-го игрока. Все аналогично решению игры для первого игрока, только второй игрок стремится не максимизировать, а минимизировать свой проигрыш ν, а значит, максимизировать величину 1/ν.

Поскольку стремление к цене игры ν выгодно 2-му игроку, то он проиграет не больше ν при любой стратегии 1-го игрока.

для любого i. Заменим yj=qj/ν, тогда

, а т.к. Σqj=1, то Σyj=1/ν. Требуется так выбрать переменные yj, чтобы максимизировать функцию , или, что то же самое, минимизировать функцию L’=-L:  .

4.7 Симметричные игры

Рассмотрим один частный класс игр.

Опр.  Квадратная матрица А={aij}называется кососимметричной, если aij=-aji для любого i.

Th. Значение симметричной игры равно нулю. Кроме того, если х – оптимальная стратегия первого игрока, то х также оптимальная стратегия для второго.

Пример.

р1

р2

р3

 
             

По теореме n=0; а т.к. P=Q, то найдем P.

Средний выигрыш 1-го игрока при любой стратегии 2-го

         -р2+2р3=0   →    р2=3

р1        -3р3=0   →    р1 =3р3

-2р1+3р2       =0

р1+  р2+ р3=1

3 +3р3 3=1

3=1;    р3=1/6; р2=1/3;   р1=1/2

P=Q=(1/2; 1/3; 1/6)

4.8 Биматричные игры

Если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

-  не всегда выигрыши игроков противоположны, т.е. f1=-f2;

-  интересы сторон даже с двумя участниками не обязательно противоположны,  

существует хотя бы одна ситуация, когда интересы игроков близки;

-  различие в оценках ситуации оставляет  место для соглашений, договоров и кооперации;

-  для ЛПР цена игры имеет незначительную ценность, ,он готов на использование дополнительных стратегических возможностей, чтобы получить больше, чем гарантированный результат, - следует перейти к другой форме игры – биматричной.

Биматричная игра – это конечная игра двух лиц  с ненулевой суммой

Выигрыши игроков определяются следующими матрицами:

А=- матрица выигрышей первого игрока, или ||аij||, 

В=||bij|| - матрица выигрышей второго игрока. 

Решение игры будем искать, ориентируясь на следующую логику. С точки зрения первого игрока его средний выигрыш (матрица А) должен быть больше или равен среднему выигрышу второго игрока при любой стратегии 2-го.

Средний выигрыш первого игрока: Мn1=,

Средний выигрыш второго игрока: Мn2=,

å bij pi £ å bij pi qj , å pi=1

å aij qj £ å aij pi qj , å qj=1, для любых i, j.

В случае, когда матрицы выигрышей имеют размерность 2х2, биматричную игру можно свести к решению двух матричных.

 Пример. Заданы две матрицы игры: А=, В=

p1= ==p2= ==Þ Þ n=

р1=; р2=

Матрица В решается с точки зрения первого игрока, т.к. целью второго является также выиграть как можно больше:

q1= =q2= =Þ Þ n=; q1=; q2=

Ответ: Р=(;); n1=Q=(;); n2=.

Это решение выгодно обоим игрокам, т.к. их гарантированные результаты: (-1) – для первого и (-1) – для второго.

Литература

  1. Вентцель Е.С. Исследование операций. – М.: Сов. радио, 1972.

2.  Мушик Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений. М.: Мир.-1990.

  1. Т.Саати. Аналитическое планирование. Мир, 1989.
  2. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. – М.: Логос, 2000.
  3. Вагнер Г. Основы исследования операций (т.1,2,3). – М.: Мир, 1973.
  4. Штойер Р. Многокритериальная оптимизация. Теория, вычисления и приложения. – М.: Радио и связь, 1992.