Рефлексивные методы используются в задачах с поведенческой неопределенностью (экономические, социальные, политические конфликты). Метод основан на последовательном выдвижении гипотез о возможных целях другого субъекта операции и формировании ответных реакций. После этого анализируются оба списка, корректируются и уточняются альтернативы обеих сторон.
Следовательно, задача состоит в том, чтобы количественный показатель достижения цели – целевая функция – был оптимальным (например, прибыль – максимальной, затраты – минимальными при определенных ограничениях: на ресурсы, время, рабочую силу и т.д.).
К сожалению, нет универсальных рецептов, чтобы сделать этот выбор безошибочным. Поэтому ЛПР должен полагаться на опыт, здравый смысл и непрерывный анализ ситуаций.
В этом курсе мы будем исследовать модели ППР и их свойства.
Пример 2
Инвестор решает проблему вложения средств в современный проект. Результат будет зависеть от того, насколько хорошо предлагаемый товар будет принят на рынке. Задача – оценить результативность проекта и решить вопрос о вложении средств.
Пример 3
Фирма “Золотой ключик”, специализирующаяся на производстве конфет, стоит перед дилеммой: повышать ли производственные ресурсы уже действующего завода или строить новое предприятие такого же профиля? По мнению президента, решение зависит от того, какая доля рынков сбыта будет принадлежать фирме в ближайшие десять лет.
Во всех этих примерах и во многих других ситуациях общим является следующее: имеется ЛПР (управляющий компании, инвестор, президент); множество вариантов, или альтернатив W (множество стратегий, дилеммы инвестора и “Золотого ключика”). Нужно выделить из них некоторое подмножество W0, лучше – один вариант.
Как выделить W0? Как сравнивать альтернативы?
Любой вариант имеет свое качество, которое характеризуется различными показателями и определяет полезность рассматриваемого варианта с точки зрения достижения цели. В совокупности предпочтения ЛПР в этом отношении могут определяться некоторым принципом оптимальности (ОП) – «что такое хорошо».
Например, решение инвестировать проект разумно, если чистый дисконтированный доход, соответствующий его реализации, окажется положительным. Для президента «Золотого ключика» результатом, характеризующим каждую из рассматриваемых альтернатив, можно считать годовой доход предприятия (чем он больше, тем лучше) или прибыль.
Тогда задача принятия решения – это совокупность двух составляющих {W, ОП} – исходного множества альтернатив и назначенного принципа оптимальности, её решение W0ÍW.
Если не определены варианты, то выбирать не из чего, если нет принципа сравнения, то нельзя сравнить варианты и найти решение.
В практических задачах альтернативы обладают многими свойствами, оказывающими влияние на решение. Если это свойство можно выразить числом, т.е. свойство j: W®Е1: любому варианту соответствует своя числовая оценка (Е1) данного свойства, - тогда это свойство j называется критерием, а число j(х) - оценкой альтернативы х по критерию. Например, таким показателем качества могут быть затраты нареализацию данной альтернативы; тогда чем меньше затраты, тем лучше альтернатива; это могут бы показатели надежности, производительности, быстродействия используемого оборудования, тогда чем они выше, тем лучше, и т.д.
Критерий, или целевая функция, обязательно имеет направление – в максимум или в минимум. В задачах принятия решений, как правило, предполагается, что критерий имеет положительное направление, т.е. направлен в максимум:
j→maхx.
Если в качестве критерия выбран показатель j’→minx, который направлен в минимум, задачу можно переформулировать, взяв оценки по соответствующему критерию с противоположным знаком, тогда
-j’(х)→maxх.
Как сравнивать альтернативы, заданные оценками в критериальном пространстве Еm? Как получить эти оценки?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.