Смешанная стратегия – это случайная величина, значениями которой являются чистые стратегии игрока. Это сложная стратегия, состоящая в случайном чередовании двух или более чистых стратегий с определенными частотами.
В теории игр доказано, что устойчивое решение в играх без седловой точки лежит в области смешанных стратегий.
Тогда смешанная стратегия первого игрока – это случайная величина
x = , или просто вероятностное распределение на множестве чистых стратегий Р = (р1, р2, ¼, рm), причем .
Смешанная стратегия второго игрока – это случайная величина
h = , Q = (q1, q2, ¼, qn), .
При использовании смешанной стратегии перед каждой партией игры пускается в ход какой-то механизм случайного выбора, обеспечивающий появление каждой стратегии с некоторой частотой, затем берется та стратегия, на которую пал жребий. Применение смешанной стратегии - это гибкая тактика, при которой противник не знает и не может знать заранее, с чем ему придется встретиться.
Очевидно, что любая чистая стратегия является частным случаем смешанной: например, х1=Р(1,0,…,0). Таким образом, для любой игры существует пара (P,Q) смешанных стратегий. Платеж, соответствующий паре (P,Q), называется ценой игры n. Поскольку первый игрок гарантирует себе при этом выигрыш n³, а второй игрок гарантирует себе проигрыш n£, то применение смешанных стратегий выгодно обоим игрокам.
Некоторые чистые стратегии могут не войти в P или Q. Их частоты тогда будут равны нулю. В этом случае стратегии, которые входят в оптимальную смешанную стратегию (им соответствуют ненулевые вероятности), называются активными стратегиями.
Решить игру – значит найти цену игры и оптимальные стратегии каждого игрока.
Таким образом, можно выделить следующий алгоритм решения игры.
Рассмотрим по очереди каждый из этапов.
Решение игры mхn – довольно трудоемкая задача, особенно если у нее нет седловой точки. Дальше мы увидим, что матричную игру произвольной размерности можно свести к задаче линейного программирования. Однако игры небольшой размерности можно решить аналитически. Это относится к играм, где хотя бы у одного игрока имеется только две стратегии. Поэтому упрощение игр – необходимая составляющая процесса решения.
Игру иногда удается упростить, если уменьшить в ней число стратегий путем вычеркивания некоторых лишних стратегий. Лишние стратегии – это
1) дублирующие
2) заведомо невыгодные.
Пример 3. Пусть задана матрица игры
Y1 |
Y2 |
Y3 |
Y4 |
|
X1 |
1 |
2 |
4 |
3 |
X2 |
0 |
2 |
3 |
2 |
X3 |
1 |
2 |
4 |
3 |
X4 |
4 |
3 |
1 |
0 |
Проанализируем строки этой матрицы, т.е. стратегии первого игрока. В этой матрице х1=х3 – дублирующие стратегии, оставим одну, например, х1. Далее, при любой стратегии второго игрока (индекс j) f2j£f1j: стратегия х1 предпочтительнее стратегии х2, последнюю можно вычеркнуть.
Получилась матрица
Y1 |
Y2 |
Y3 |
Y4 |
|
X1 |
1 |
2 |
4 |
3 |
X4 |
4 |
3 |
1 |
0 |
Встанем теперь на точку зрения второго игрока и проанализируем столбцы. При любой стратегии первого игрока fi4£fi3 – проигрыш второго игрока в случае y4 меньше, чем для y3. Значит, стратегия y3 – заведомо невыгодная, ее можно убрать. Следовательно, окончательный вид матрицы
Y1 |
Y2 |
Y4 |
|
X1 |
1 |
2 |
3 |
X4 |
4 |
3 |
0 |
От матрицы 4х4 мы пришли к матрице 2х3.В этой игре =1, =3 – седловой точки нет. Решение игры надо искать в смешанных стратегиях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.