Как же найти смешанные стратегии игроков?
Если хотя бы у одного игрока число стратегий не превышает двух, то такие игры могут быть решены аналитически.
4.5 Решение игр 2х2
Пусть матрица игры, или платежная матрица А=, и пусть в игре нет седловой точки (иначе она бы решалась очень просто). Тогда решение игры будем искать в смешанных стратегиях: P=(p1,p2) - для первого игрока и Q=(q1,q2) – для второго. Это значит, что первый игрок будет применять свою первую стратегию х1 с вероятностью р1, а свою вторую стратегию х2 – с вероятностью р2, причем р1+р2=1. Аналогично для второго игрока. Решим эту игру в общем виде с точки зрения второго игрока. Перепишем матрицу игры в следующем виде:
q1 |
q2 |
|
p1 |
a11 |
a12 |
p2 |
a21 |
a22 |
Найдем средний проигрыш второго игрока:
а11×q1+a12×q2=n - при первой стратегии первого игрока,
а21×q1+a22×q2=n, - при второй стратегии первого игрока,-
и решим эту систему, вычитая второе уравнение из первого:
(а11-а21)×q1+(a12-а22)×q2=0, затем, учитывая, что q2=1-q1, получим
(а11-а21-а12+а22)×q1+(a12-а22)=0.
Отсюда q1=(a22-а12)/(а11-а21-а12+а22). Подставляя это значение q1 в любое из уравнений, получим значение цены игры n.
С точки зрения первого игрока игра решается аналогично, только вычисляется уже средний выигрыш первого игрока:
а11×p1+a21×p2=n - при первой стратегии второго игрока, а12×p1+a22×p2=n,- при второй стратегии второго игрока.
Дальше решаем систему уравнений любым способом.
Вернемся к примеру 2. Матрица игры А=. Составим систему уравнений для второго игрока:
6q1+2q2=n
4q1+8q2=n, - решая совместно, получим 2q1-6(1-q1)=0, или 8q1=6, или q1=3/4. Отсюда Q=(3/4,1/4). Цена игры n=6×3/4+2×1/4=5Î[4,6]. Найдем оптимальную стратегию первого игрока. Поскольку цена игры уже известна, то достаточно написать только одно уравнение для среднего выигрыша первого игрока:
6p1+4p2=5, p2=1-p1, после подстановки получим 2p1+4=5, откуда р1=1/2. Следовательно, Р=(1/2,1/2).
Ответ: P=(1/2,1/2), Q=(3/4,1/4), n=5.
Систему уравнений, описывающих средний выигрыш первого игрока или средний проигрыш второго, можно решить также методом Крамера.
В примере 2 матрица А=, ее определитель ½А½=6×8-4×2=40. Тогда q1=, q2==. Поскольку q1+q2=1, то из 8n/40=1 следует n=5, а значит Q={3/4;1/4}. Вероятности P можно найти аналогично, но из транспонированной матрицы А*=, тогда p1==4n/40=1/2, учитывая, что цена игры уже определена (n=5), т.е. P={1/2;1/2}.
4.6 Решение игр 2´n и m´2
Игры, где хотя бы у одного игрока две стратегии, можно решить аналитически. Если второй игрок имеет больше двух стратегий, то игра решается графо-аналитическим способом.
Рассмотрим игру 2´n: у первого игрока 2 стратегии, у второго игрока - n стратегий. Если в игре нет седловой точки, то будем искать решение игры в смешанных стратегиях. Решаем игру с точки зрения того игрока, у которого две стратегии.
Пусть Р=(р1, р2) – смешанная стратегия 1-го игрока, p1+p2=1;
Q= (q1, q2, ¼, qn) – смешанная стратегия 2-го игрока.
Матрица игры . Рассмотрим средний выигрыш первого игрока (у него две стратегии):
n1 = a11 p1+a21 p2= a21+(a11-a21)p1 - при первой стратегии II игрока,
n2 = a12 p1+a22 p2=a22+(a12-a22)p1 - при второй стратегии II игрока и т.д.
Гарантированный результат первого игрока n = max min{a2j+(a1j –a2j)p1}.
Линейные функции n1, n2,…,nn отражают зависимость среднего выигрыша первого игрока от вероятности применения им своей первой стратегии при различных стратегиях второго игрока. Поэтому для анализа ситуации необходимо изобразить их графически в осях nI – p1, имея в виду, что областью определения функций n1, n2,…,nn является интервал [0,1].
Чтобы обеспечить себе гарантированный результат, первый игрок должен выделить нижнюю границу среднего выигрыша при любой стратегии второго игрока. А затем найти максимальное значение среднего результата на этой границе. Соответствующая абсцисса равна вероятности применения первым игроком его первой стратегии, а ордината равна цене игры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.