Огромный интерес еще около 30 лет назад вызвала статья американского экономиста Альберта Э. Карра, работавшего советником президента Трумена в журнале "Гарвард бизнес ревью" "Этичен ли блеф в бизнесе". Основная мысль статьи следующая. Сфера предпринимательства выработала свои правила игры, по своей сути очень схожие с игрой в покер. И в том, и в другом случае, отмечает автор, ложь перестает быть ложью, поскольку все участники игры заранее знают, что откровенности от партнеров ожидать нельзя.
Автор пишет, что, безусловно, такой подход не предполагает, что в частной жизни предприниматели не соблюдают этических норм, однако на работе эти люди перестают быть обычными гражданами своей страны. Они становятся участниками игры, которая ведется по своим особым этическим каналам.
Взгляд 1. С точки зрения одних, допустимо воспользоваться в рамках законодательства любым преимуществом, которое позволяет выжить и обеспечить дальнейший рост предприятия.
Взгляд 2. В сфере бизнеса вознаграждения дают за успешную реализацию товара, но пока никто не учреждал медали за честность, правдивость и сострадание.
Взгляд 3. Далеко не все были согласны с автором по поводу аналогии с правилами игры в покер. Критики ее протестовали против концепции лжи и обмана, якобы заложенной в правилах деловой игры.
Они приводили в подтверждение своих слов такие принципы:
P всякий обман в бизнесе может принести лишь временное вознаграждение;
P недобросовестность при заключении сделки оборачивается против самих же недобросовестных участников коммуникации, так как с ними прекращают деловые отношения.
Переговоры, как правило, ведутся устно на базе взаимного и полного доверия. И сотрудники фирм и потребители их продукции — совершенно не заинтересованы играть в игры, основанные на блефе.
Взгляд 4. Сторонники этого взгляда убеждены, что бизнес — это вовсе не карточная игра. Для человека, избравшего профессию предпринимателя, бизнес — дело жизни, и его задача вести себя в пределах норм общепринятого поведения. Отступление этих норм в конце концов приводит к краху.
Найти грань между действиями приемлемыми или аморальными наверное очень сложно. Но знать об этой грани необходимо, поскольку каждый бизнесмен подвергается искушению соблюдать моральные нормы чуть-чуть меньше, чем его партнеры или конкуренты, но не настолько, чтобы выйти за пределы морального кодекса, но достаточно, чтобы сохранить конкурентоспособность.
Даже закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти. Выход один — в идеалах самого предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения он ждет от окружающих по отношению к себе самому.
И на самом деле наверное так, что когда наши принципы четко сформулированы, мы чувствуем себя уверенно, и ведем себя соответственно.
Очень часто при подготовке Мастер-плана вопрос о принципах упускается из виду. Когда вы начнете разрабатывать деловые принципы, вы заметите, что они будут переплетаться с вашими личными принципами и влиять друг на друга. Почему же деловые принципы так важны?
Есть комплекс причин, вызывающих появление интереса к деловой этике. Главная среди них — суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой. Критика бизнеса за неэтическое поведение нарастает. Средства массовой информации регулярно сообщают о низких стандартах поведения представителей делового мира. В центре внимания — практика взяток и подкупа, к которой прибегают компании, дискриминация при приеме на работу, нечестная реклама, создаваемая бизнесом угроза для здоровья людей.
В словаре Уэбстера дается следующее определение понятия "принципы" — "установленная или предопределенная политика или образ действий".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.