В модели делового общения "по горизонтали" следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений или фирм — дело весьма непростое. Если речь идет об отношениях внутри одного предприятия, нередко коллеги являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые принадлежат к общей команде. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.
Вот несколько принципов на основе которых можно сформулировать стандарты поведения.
P Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.
P Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
P Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация, проясните ее, если начальник не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами, между собой.
P В отношении между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных или коллег по отделу.
P Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестного и неквалифицированного — ведь по нему там будут судить о вас и о вашем коллективе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.
P Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько это возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни.
P Называйте своих собеседников по именам и старайтесь делать это почаще, помните, что звук собственного имени — это самый сладостный звук для человека.
P Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните — что посеешь, то и пожнешь.
P Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей, ведь если они не оправдываются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
P Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
P Старайтесь слушать не себя, а другого.
P Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.
P Посылайте импульсы ваших симпатий — словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбаясь, смотрите прямо в глаза собеседнику.
P Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.
При составлении стандартов поведения этические нормативы делового общения и поведения должны описывать общую систему и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Эти нормативы разрабатываются с целью улучшения делового общения на различных уровнях и в разных сферах деятельности организации. Цель их создания — установление нормальной нравственной атмосферы и определение этических рекомендаций при принятии решений. Каждое предприятие, если оно дорожит своей репутацией, стремится к тому, чтобы утвердить у себя высшие стандарты делового общения, являющиеся важнейшим компонентом бизнеса.
Задача стандартов и как результат этики бизнеса, во многих странах и сегодня выдвигается как одна из важнейших.
Деловой этикет, или стандарты поведения — это результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях.
Поэтому построение и установление стандартов поведения в организации — весьма сложный и трудоемкий процесс.
Не всегда легко дается освоение и усвоение этих правил и стандартов, поэтому предприниматели "от сохи" нередко отказываются от их выполнения.
Стандарты внешнего вида сотрудников, также как и стандарты поведения, решаются внутри самой организации, руководствуясь правилами делового этикета.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.