В истории этики деловых отношений категориями считались понятия: добро, совесть, долг, добродетель, терпимость, честь, любовь к ближнему, чувство собственного достоинства.
Как правило, в цивилизованных странах этика бизнеса толкуется как: честность, мораль и принципы. Честность проявляется также в приверженности и открытости, правдивости — ко всему тому, что побеждает доверие.
Быть честным — значит ценить и беречь свободу, и не только свою собственную. Уважение свободы следует рассматривать как высшую добродетель. Бизнес, как и другие социальные институты, должен учитывать это.
Цивилизованному современному бизнесмену должно самому показывать образцы нравственного безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и партнеров. В конце концов от нас зависит то, каким языком разговаривают с нами люди.
В сфере деловых отношений действуют три типа принципов:
1. Формальные нормы и принципы, предписываемые обществом и охраняемые с помощью соответствующих санаций.
"Уважай власть".
"Уважай право частной собственности".
"Уважай человека труда".
"Будь честен".
"Будь целеустремленным".
"Будь верен своему слову и делу".
"Оказывай уважение старшим".
"Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека".
"Живи по средствам".
2. Нормативные принципы, зафиксированные в общечеловеческих этических нормах, как правило, основаны на системе религиозных убеждений, измена которым приводит к внутреннему дискомфорту или угрызениям совести.
"Не укради".
"Не убей".
"Не лжесвидетельствуй".
10 библейских заповедей — источник таких нравственных ценностей.
3. Принципы группового поведения: профессиональные, "цеховые", в значительной мере обусловленные культурой страны, региона или сообщества.
1. "Опираться только на свои силы и тогда можно будет добиться успеха".
2. "Верить в себя даже в тех случаях, когда никто ни во что не верит".
3. "Уметь устанавливать дружеские отношения".
4. "Прежде чем наступит жажда — вырой себе колодец" — принцип предвидения.
5. "Не забывать человеческую сторону деловых отношений, каковы бы они ни были. На первом месте человек — деньги на втором плане".
6. "Доброе имя нельзя приобрести ни за какие деньги, его надо заработать своей деятельностью".
7. "Выполнять данное обещание и слово. Дал слово — держи".
Нарушение этих принципов карается исключением из "цеха", профессиональным остракизмом — изгнанием или отказом в доверии.
Существует, конечно, немало и других этических критериев цивилизованного предпринимательства, но честность порядочность на особом месте в деловых отношениях.
В идеале все три типа принципов должны бы совпадать. Практически же между ними существуют расхождения. Поэтому во всех странах мира, во всех деловых культурах создана система охраны и поддержки такого экономического поведения, которое можно определить как надежное и внушающее доверие. Общая тенденция во всем мире — конвергенция деловых культур на основе общечеловеческих нормативных принципов.
Мы, однако, и в этом идем "своим путем" — путем двух моралей, — одна для себя, другая для партнера. За такое небрежное отношение к принципам и бываем наказаны тем, что с нами не хотят или опасаются вести дела.
По оценке специалистов, если 80% наших доморощенных бизнесменов считают, что закон, даже создающий трудности в работе и не обеспеченный системой контроля за его исполнением, лучше соблюдать или, во всяком случае, не нарушать, то на практике сталкиваются с необязательностью партнеров. Любопытно, что при этом вину за невыполнение обязательств чувствуют за собой только 30% – 50% бизнесменов.
Изучению этики деловых отношений уделяется большое внимание во всех культурно и промышленно развитых странах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.