Рис.2. Образец колонки нефтенасыщенного морского льда
ОбразеujyiLZ (основная nacrhj
ВидА
Вид Б
Сечения через 0,07 М
^3456
ОО
9 10 И
Рис.3. Распределение нефти в колонке морского льда
158
стывания нефти ниже -20°С). Суточные колебания температуры воздуха в ходе эксперимента составили от -10 до +10°С.
По завершению эксперимента и демонтажа керна из обсадной трубы у всех образцов самопроизвольно откалывались куски одинаковой длины = 0,2 м, сильно насыщенные нефтью. Распределение нефти в этих кусках носит неравномерный характер: средняя часть преимущественно состоит из загустевшей нефти с небольшим содержанием ледяных кристаллов, объем этой смеси составляет около 80% от всего объема отколовшегося куска; по всей боковой и нижней поверхности отмечается намерзание льда и малое содержание в его объеме нефти. Можно предположить, что на боковой поверхности лед нарастает при опускании обсадной трубы, имеющей температуру воздуха, которая ниже, чем температура морской воды. После ввода нефти под ледовый керн возможен захват льдом НУ в процессе льдообразования, который не исключен и в весенний период, за счет более низкой теплопроводности нефти.
В нижней части основного керна наблюдается интенсивное впитывание нефти на небольшую глубину 0,03-0,05 м. Площадь нефтяного пятна занимает около 60 % всей поверхности основания. На других сечениях образцов, сделанных на расстояниях 0,07-0,10 м от нижнего основания, характер распределения нефти но сечению изменяется: на высоту 0,6-0,8 м от основания. Площадь сечения нефтяного пятна по высоте поднятия уменьшается от 60 до 2 % на последнем срезе.
Анализируя имеющиеся данные по поглощению тяжелой и легкой нефтей, дизтоплива и смеси бензина с маслом льдом (рис. 4) в указанных выше условиях можно заключить, что процесс аккумуляции льдом НУ обусловливается, главным образом, физико-химическими свойствами НУ, что отмечается и другими исследователями.
Характер проникновения нефтепродуктов в лед, доминирующее влияние физико-химических свойств НУ на скорость проникновения в лед и прямые опыты опровергают широко распространенное мнение, что движущей силой пропитки льда нефтепродуктами являются гидростатическое давление. Более точно представляют механизмы миграции НУ во льду американские исследователи, назвавшие этот процесс эффектом "промокательной бумаги", поскольку, на наш взгляд, механизмы распространения НУ на поверхности льда и подо льдом идентичны и определяются, в основном, физико-химическим процессом поверхностной диффузии углеводородов по межкристал-
159
лическим поверхностям льда. Гидростатическое давление нефтепродуктов на подледный покров в этом случае сродни, на наш взгляд, гравитационной силе растекания НУ по ледовой поверхности и обеспечивает контакт НУ с пористой ледовой системой. Косвенными подтверждениями данного механизма пропитки являются картина и скорости проникновения в лед различных углеводородов. Так, скорость проникновения и объем пропитки керна смеси бензина с маслом и дизтопливом, нефти и дизтоплива в параллельных опытах близки между собой, хотя по вязкости и плотности они друг от друга отличаются (рис.4).
tfrt |
500 300 |
6. ,мг/л
h, см
дизельное топливо 34 сут (ДТ)
6.03-9.04
смесь бешина с маслом 14сут(БМ)
25.03-9.04
Рис.4. Содержание углеводородов во льду по горизонтам
По наблюдениям Тарашкевича В.Н., миграция нефти сквозь лед может происходить и при отсутствии дренажных каналов [9]. Но, но нашему мнению, миграция возможна лишь в случае, когда все же появляется водная прослойка на границах кристаллов льда, а скорость пропитки лимитируется одним процессом - диффузионным. Домини160
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.