Перспективы выявления и освоения месторождений газа, конденсата и нефти на шельфе морей России (Сборник научных трудов), страница 61

По мере снижения давления и температуры газа в ПГ происхо­дит конденсация углеводородов и их выделение в жидкую фазу. Наи­большее количество жидкой фазы приходится на конечную точку га­зопровода 13,5 и 8,5 г/м3 соответственно в первом и во втором режи­мах (см. табл.2). Как видно из этих цифр, для данного состава пла­стовой продукции режим эксплуатации ПГ относительно количества образовавшейся в системе жидкой фазы принципиального значения не имеет.

Следует отметить, что жидкая фаза содержит также незначи­тельное количество метанола, гликоля и воды. Наличие метанола и гликоля в жидкой фазе связано с их использованием в системе добы­чи и сбора в качестве ингибитора гидратообразования и осушителя соответственно.

Предполагается, что высокие скорости газа должны обеспечить вынос жидкой фазы и предотвратить ее накопление в системе. Одна­ко, ввиду сложного профиля подводного газопровода, не исключено наличие так называемых застойных зон в нем. Последнее обстоятель144


ство обусловит периодическое поршневание газопроводов с целью очистки их от жидкой фазы.

Исходя из изложенного, можно сделать первый вывод: совмест­ный транспорт газа и конденсата (двухфазный транспорт) может рас­сматриваться как альтернативный вариант только при стопроцентном гарантировании возможности очистки подводных газопроводов от жидкой фазы.

Однофазный транспорт. Наибольший интерес представляет выбор параметров работы УКПГ, когда требуется обеспечить экс­плуатацию ПГ в сухом режиме (от платформы до ВС не происходит конденсация компонентов газа). В этом случае подготовку газа к транспорту можно вести по схеме, приведенной на рис.2. Эта схема представляет собою разновидность установки низкотемпературной сепарации, адаптированной к условиям Штокмановского ГКМ.

8Х-1                                                                                  КС-2                                                                                  вх-2



О-з


КС-1



Рис.2. Принципиальная технологическая схема УКПГ при раздельном транспортировании газа и конденсата

1 - пластовая смесь; 2. 6 - водноингибиторный раствор; 3 - товарный газ; 4 - газ выветривания; 5 - нестабильный конденсат

С учетом результатов ранее проведенных исследований и опыта эксплуатации северных газотранспортных систем нами разработан

145


системный подход к обоснованию глубины обработки газа, обеспечи­вающей эксплуатацию газопроводов в сухом режиме [1-4], Наш под­ход учитывает режим эксплуатации Ш\ эффективность работы тех­нологического оборудования, состав сырья и применяемого ингиби­тора гидратообразования.

Рассматриваются два режима транспортирования газа, отличаю­щиеся значением давления и температуры в конце расчетного участ­ка, т.е. перед БС (см. табл.2). Для обоих режимов давления газа в кон­це ПГ расчетная точка принята 5,5 МПа. Температура газа в расчет­ной точке составляет минус! 2 °С (первый расчетный режим) и О "С (второй расчетный режим).

Выполнены специальные исследования по определению глуби­ны обработки газа, обеспечивающей его транспортирование без кон­денсации углеводородов и водяных паров. При этом за основу взяты данные о режимах эксплуатации ПГ, приведенные в табл.2.

Точка росы по углеводородам, обеспечивающая транспортиро­вание газа в однофазном состоянии (пороговая точка росы), зависит от давления в низкотемпературном сепараторе и параметров (Р, t) газа в конце ПГ

Точки росы газа по влаге и углеводородам, обеспечивающие транспортирование его в однофазном состоянии в зависимости от давления в концевой (низкотемпературной) ступени сепарации, ха­рактеризуются данными табл.3 и рис.3. Согласно этим данным, если на установке при давлении 7,5 МПа добиться точки росы газа по вла­ге минус 11 °С, то при подаче газа от платформы до береговых соору­жений не произойдет конденсация водяных паров. При более низких давлениях обработки газа потребуется более глубокая его осушка. При совместном транспортировании газа глубина извлечения влаги из него определяется с учетом воды, вносимой в поток с конденсатом.