126
ACM должна обеспечить контроль состояния конструкции платформы и предупреждение о возможных аварийных ситуациях. Ее основные функции:
- получение информации
с помощью системы датчиков, опреде
ляющих
все параметры, влияющие на безопасность платформы
(автоматический
ввод);
- получение информации
обслуживающим персоналом по пара
метрам,
не имеющим датчиков для автоматического ввода АСК;
- передача информации
по линиям связи от датчиков до прием
ников;
- прием информации и ее
обработка в соответствии с принятыми
алгоритмами
(в т.ч. выработка прогнозов возможных аварий);
- представление
результатов обработки информации админист
рации
МНГС в виде аварийных предупреждений или рекомендаций;
- представление
информации в виде различных мнемосхем по
инициативе
оператора или в соответствии с установленным регламен
том;
- архивирование текущей информации;
- документирование.
Для измерения и контроля какого-либо параметра возможно применение множества методов измерений, каждый из которых имеет присущие ему положительные и отрицательные свойства. Учитывая значительное количество параметров, контролируемых системой АСМ, обсуждение методов измерения выходит за рамки статьи и поэтому здесь не приводится. Однако выбранные методы контроля однозначно определяют приборный состав нижнего уровня системы, элементная база которых соответствует прогрессу средств измерительной техники на данном этапе [2, 4, 7].
Прогресс средств вычислительной техники также меняет состав, архитектуру и конфигурацию верхнего уровня АСМ, где проводится окончательная обработка информации и выдача решений и рекомендаций [7, 9, 10].
В связи с изложенным очевидно, что аппаратурная реализация АСМ возможна в разных вариантах, так или иначе обеспечивающих безопасную эксплуатацию МНГС. Однако в настоящее время в РФ отсутствует аппаратурная база, предназначенная для использования на морских стационарных промысловых сооружениях, и особенно для нижнего уровня системы.
127
Основные технические решения по созданию АСМ, разработанные с прямым участием и под руководством автора, внедрены :
- в ТЭО, эскизный и Технический проекты ЭЛСП "Астохская-Г
[71,
- в ТЭО ЭЛСП мЛунская-1" [8],
- в ТЭР м/р Штокмановское [11],
- в ТЭР м/р Приразломное [12],
- в ТЭО ЛСП Приразломное [9].
Выводы
1. Огромные затраты на
ликвидацию прямых последствий ава
рии МНГС (в их числе -
экологический ушерб окружающей среде), а
также большие косвенные материальные потери
диктуют необходи
мость оснащения их автоматизированной
системой мониторинга,
предупреждающей о возможных авариях.
2. Затраты на АСМ
многократно окупаются при предотвращении
хотя бы одной аварии. Помимо
этого. АСМ окупается в течение 2,5
лет за счет повышения добычи нефти путем
рационального проведе
ния планово-предупредительных работ
на основе результатов изме
рений АСМ, позволяющих увеличить
время работы технологического
оборудования (время добычи нефти).
3. Информацию, получаемую АСМ в процессе эксплуатации
МНГС, можно также рассматривать как
результаты полномасштаб
ных натурных экспериментов,
позволяющих сберечь средства на ука
занные эксперименты и существенно
снизить стоимость создания
МНГС путем уточнения (на основе
указанной информации) норма
тивной базы при их проектировании.
4. В связи с изложенным можно назвать следующие
направления
исследований при создании АСМ для
МНГС:
- определение оптимального количества контролируемых
пара
метров;
- разработка первичных
датчиков измерения и адаптация сущест
вующих;
- создание системы вторичной (регистрирующей) аппаратуры;
- разработка методики обработки регистрируемых параметров.
Результаты исследования указанных задач позволяют обеспечить надежный контроль за безопасной эксплуатацией морских неф-тегазопромысловых сооружений, исключить возможные экологиче128
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.