Перспективы выявления и освоения месторождений газа, конденсата и нефти на шельфе морей России (Сборник научных трудов), страница 62

Таблица 3

Минимально необходимые точки росы газа по воде в зависимости от давления

Показатели газа перед БС

Давление процесса, МПа

8

7,5

7

6,0    1    5,5

Рк = 5,5МПа, Тк = -12Т

-10,0

-10,6

-11,5       -12

Рк - 5,5 МПа, Тк - 0

+ 1

0

-0,5

-1,5        -2,0

146



О -


-40-


-50


10

о

о

-10

га

о.

ату

-20

а

ф

с

ю

-30


4,5


5,5


7,5


8.5


Давление, (VIПа

Рис.3. Пороговая точка росы по углеводородам в зависимости от давления сепарации для первого (I) и второго (2) режимов

В первом режиме (Рк = 5,5 МПа, Тк = -12 °С) при давлении в низкотемпературном сепараторе 7,5 МПа точка росы газа по углево­дородам должна быть не выше минус 26,6 °С с тем, чтобы предотвра­тить конденсацию углеводородов в ПГ. Такой режим на установке можно поддерживать при входном давлении не ниже 10,5 МПа (при фиксированных значениях температуры газа перед УКПГ и поверх­ности рекуперативного теплообменника).

Во втором режиме (Рк = 5,5 МПа, Тк = 0 °С) для транспортиро­вания газа без конденсации углеводородов точка росы газа должна быть не выше минус 12,5 °С.

В начальный период эксплуатации давление газа перед УКПГ будет значительно выше. При этом можно было бы в сепараторе С-2 поддерживать большее давление. Однако это обусловило бы резкое снижение температуры сепарации и увеличение поверхности тепло-обменного оборудования.

Сопоставление данных из табл.3 и рис.3 показывает, что при вы­боре режима работы УКПГ определяющим фактором является точка росы по углеводородам. Изотерма, обеспечивающая транспортирова­ние газа без конденсации углеводородов с большим резервом исклю-

147


чает возможность конденсации водяных паров при транспортирова­нии газа. Такой вывод объясняется ретроградным эффектом в смеси углеводородов.

Способ подготовки газа к транспортированию по схеме на рис.2 обеспечивает транспортирование газа в однофазном состоянии. При этом, исходя из режима эксплуатации ПГ, устанавливаются парамет­ры эксплуатации установки.

Необходимость однофазного транспортирования газа объясняет­ся следующими факторами:

- большой протяженностью газопровода от УКПГ до БС;

-  аварийными остановками газопровода, которые чреваты ис­
ключительно тяжелыми последствиями. В условиях арктических мо­
рей, когда длительное время года поверхность воды покрыта толстым
слоем льда, восстановление газопровода потребует больших матери­
альных затрат и сроков;

- традиционным способом очистки полости газопровода - поршневанием при длине участка порядка 550 км и сложном профиле
трассы может быть практически малоэффективным;

-   накоплением жидкости в газопроводе, которое приведет к
пробковому режиму его эксплуатации. Последствие этого - снижение
сечения трубы, увеличение перепада давления, вибрация газопровода
и т.д.

Учет эффективности работы концевого сепаратора при оп­ределении режима работы установки. Известно, что практически трудно создать сепараторы, работающие со стопроцентной эффектив­ностью. Еще труднее эксплуатировать такой аппарат в этом режиме: всегда имеет место унос жидкой фазы. Исходя из этого положения, при установлении изотермы в концевой ступени сепарации установок НТС учитывается также влияние эффективности работы самого аппа­рата, выраженной через унос капельной жидкости на точку росы газа. Графическое выражение этого положения относительно первого ре­жима эксплуатации приведено на рис.4.

Кривая получена на случай, когда давление в низкотемператур­ном сепараторе составляет Р=7,5 МПа. При другом составе пластовой продукции и при других значениях давления и температуры характер кривых несколько изменится. Однако общий вывод будет таким же.