тановленного срока службы весьма малой вероятностью появления [1,4,5].
Мировая статистика аварий МНГС показывает, что значительная их часть произошла из-за разрушения конструкций МНГС вследствие различных внешних воздействий. Поэтому контроль внешних воздействий и контроль технического состояния конструкций МНГС наряду с безопасной эксплуатацией технологического оборудования является основным инструментом обеспечения их безаварийной эксплуатации путем проведения предупредительно-плановых ремонтов и профилактических работ в опасных зонах конструкции.
Аварии могут быть вызваны различными причинами, однако все они лежат за пределами расчетного уровня нагрузок, нормативных условий технического обслуживания и т. д. Аварии могут быть связаны как с исключительными воздействиями (ударными нагрузками, ураганами, пожарами), так и с неблагоприятным сочетанием обычных нагрузок с весьма малой вероятностью появления. Исходной причиной аварий могут служить крупные ошибки, допущенные при проектировании, расчете, изготовлении, монтаже, эксплуатации и техническом обслуживании , а также сочетания этих ошибок с неблагоприятными внешними условиями, не зависящими от технического персонала.
Общий принцип проектирования технических объектов повышенной опасности состоит в том, чтобы исключить возникновение ситуаций, представляющих опасность для людей и окружающей среды, либо уменьшить риск наступления таких ситуаций до значений, сопоставимых с приемлемыми значениями индивидуального естественного риска. Расчеты на безопасность по отношению к аварийным ситуациям следует проводить с учетом нагрузок при нормальной эксплуатации объекта, а также с учетом повреждений, которые накапливаются в объекте по мере приближения его к предельному состоянию.
Особую роль для обеспечения безопасности МНГС играет живучесть конструкции. С точки зрения безопасности конструктивную схему следует выбирать так, чтобы ее основная (несущая) конструкция и наиболее ответственные элементы сохраняли целостность во время и непосредственно после аварии. Конструкция должна выдерживать эксплуатационные нагрузки при наличии повреждений или разрушений части ее элементов, т.е. должна обладать достаточной
121
живучестью. Нарушение этого требования делает конструкцию уязвимой и может стать источником возникновения аварийной ситуации.
Важная роль в обеспечении безопасности МНГС принадлежит системе прогнозирования индивидуального остаточного ресурса. Эта система позволяет непрерывно следить за техническим состоянием каждого конкретного элемента конструкции, действующими на него нагрузками и выдавать рекомендации о дальнейшей эксплуатации объекта. Причины, по которым могут произойти аварии МНГС, можно условно разделить на следующие группы: техногенные, природно-климатические, прочностные, (техническое состояние конструкций), неблагоприятные сочетания причин указанных групп. При этом возможны следующие виды аварий МНГС: опрокидывание, скольжение по грунту, скольжение вместе с грунтом; разрушение опор; погружение; осадка, наклон, вращение относительно всех осей. В указанных авариях повреждаются трубопроводы и устья скважин, обусловливая разливы нефти (или выброс газа), что определяет степень экологического бедствия.
Действие на МНГС каждой из указанных причин аварий по отдельности и в совокупности должно контролироваться и учитывается при расчете универсального критерия безопасности - ресурса конструкции МНГС, что позволяет до минимума снизить возможность возникновения аварии. Чем детальнее и полнее учтены все факторы при расчете ресурса, тем ниже вероятность возникновения аварий.
Задачи прогнозирования ресурса на стадии проектирования
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.