Перспективы выявления и освоения месторождений газа, конденсата и нефти на шельфе морей России (Сборник научных трудов), страница 59

Таким образом, в настоящей работе рассмотрена возможность реализации метастабильных состояний твердого тела (по отношению к плавлению) за счет образования нестсхиомстрических соединений па поверхности кристалла на примерах значительного перегрева вод­ных кристаллических каркасов (льдов и газовых гидратов). По суще­ству выше сформулированы некоторые контуры нового интересного направления физико-химических исследований в газогидратной про­блематике.

Рассмотренные теоретические возможности получения новых метастабильных (перегретых) состояний газовых гидратов в перспек­тиве найдут и свои технологические применения.

Литература

1.  Скрыпов В.П. Метастабильная жидкость. М.: Наука, 1972.

2.  Байдиков В.Г. Перегрев криогенных   жидкостей. Екатерин­
бург: Уральское отделение РАН, 1995» 264 с.

3.  Убеллоде А.Р. Расплавленное состояние вещества. М: Метал­
лургия, 1982. 376 с. (перевод со второго издания 1978 г.).

4.Истомин В.А., Якушев B.C. Газовые гидраты в природных ус­ловиях. М.: Недра, 1992. 236 с.

140


Перспективы выявления и освоения месторождений газа, конденсата и нефти на шельфе морей России

ВНИИГАЗ                                                                                   1998

Т.М.Бекаров, В.И.Мургш, М.Е.Рыков

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА СХЕМ ПОДГОТОВКИ

ГАЗА К ТРАНСПОРТУ ПРИ ОСВОЕНИИ МОРСКИХ

ГАЗОКОНДЕНСАТНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Для подготовки к транспорту пластовой продукции газовых и газоконденсатных месторождений, расположенных на шельфах, в ос­новном применяются процессы низкотемпературной сепарации и аб­сорбционной осушки газа, а в ряде случаев - комбинация этих спосо­бов.

При разработке основных технических решений по подготовке к транспорту газов морских месторождений главным критерием явля­ется требование к режиму эксплуатации подводных газопроводов (ПГ). В частности, необходимо иметь четкий ответ на вопрос о допус­тимости жидкой фазы в ПГ и возможности их эксплуатации при со­вместном транспортировании газа и газового конденсата (двухфазный транспорт). Ответ на эти вопросы определяет выбор способа подго­товки газа и конденсата к транспорту, режим работы и аппаратурное оформление альтернативных вариантов схем, компактность и метал­лоемкость установок комплексной подготовки газа (УКПГ) и т.д. В конечном счете, это оказывает влияние на размеры платформы и об­щие капзатраты на освоение месторождения.

Ниже на примере Штокмановского газоконденсатного месторо­ждения (ГКМ) приводится обоснование ряда технических решений, принимаемых за основу при выборе технологии подготовки пласто­вой продукции шельфовьгх месторождений к транспорту. Прежде чем определить схему УКПГ, необходимо оценить пластовую смесь как сырье для извлечения пропан-бутановой фракции (ПБФ) в качестве товарного продукта. По предварительным данным, концентрации пропана и бутанов в составе пластовой продукции Штокмановского ГКМ составляют порядка 10 и 7 г/м3 соответственно. Весьма низким является также содержание конденсата в сырье (в отдельных пластах 7-20 г/м3). Нами определен выход в жидкую фазу ПБФ и конденсата

14J


(углеводородов С5+) в зависимости от изотермы сепарации. Результа­ты этих исследований приведены в табл. f

При получении данных был принят следующий состав пласто­вой продукции, %: N2 - 2,0250; СН4 - 94,7949; С2Н6 - 0,39; СО2 - 1,69; С3НЯ -0,55; СЛ10 - 0,2850; С5Н12 - 0,0186; С6Н,4 - 0,0179; С7Н|6 -0,0443; С8Н18 - 0,0414; С9Н2о - 0,0364; СШН22 - 0,031; ФР.469.К -0,0304; ФР.489К - 0,0214; ФР.508К - 0.0130; ФР.526К - 0,0107. Мри расчетах постоянными были приняты давление и температура в сепа­раторе первой ступени (10,5 МПа и 30 °С) и давление в сепараторе концевой (низкотемпературной) - 7,5 МПа. Изменяя температуру в сепараторе второй ступени, определяли суммарный выход ПБФ и конденсата в жидкую фазу в целом по установке.

Таблица 1

Степени извлечения фракций в жидкую фазу в зависимости от температуры при постоянном давлении (Р - 7,5 МПа)