Системы разработки в практике российских и зарубежных рудников, страница 8

1 – фланговый уклон; 2 – слоевые заезды; 3 – слой; 4 – панельный целик; 5 – рудоспуск; 6 – вентиляционно-закладочный горизонт; 7 – закладочная скважина; 8 – закладка; 9 – откаточный квершлаг; 10 – вентиляционный восстающий.

Подготовительно-нарезные работы заключаются в проходке фланговых уклонов, транспортных штреков, рудоспусков, вентиляционных восстающих, выработок вентиляционно-закладочного горизонта, разрезных и слоевых штреков.

Подготовка диагональными уклонами обычно осуществляется при мощности рудной залежи 20 и более метров и углом падения 15 и более градусов (рис. 10.5).

5

 

Рис. 10.5. Схема подготовки панелей фланговыми уклонами.

1 – фланговый уклон; 2 – слоевые орты; 3 – слои; 4 – рудоспуски; 5 – вентиляционные восстающие; 6 – откаточный горизонт.

При пологом залегании пластообразной залежи подготовку осуществляют транспортными штреками (рис. 10.6). При этой схеме подготовки очистная выемка ленты слоями осуществляется в три стадии: отработка нижнего (подсечного), основных и подкровельного слоев. В нижнем слое проходится разрезной штрек с последующим расширением и поднятием кровли до проектных размеров. Ширину и высоту слоя принимают в зависимости от нарушенности руд и возможностей оборки заколов в кровле. В различных горно-геологических условиях ширина слоя составляет от 6 до 10 м, высота – от 5 до 10 м.

Отработка слоя производится последовательным или совмещенным выполнением следующих процессов: бурение, заряжание и взрывание шпуров (скважин), осмотр и оборка кровли и боковых стенок, погрузка и доставка руды в рудоспуск, подготовка слоя к закладке (зачистка почвы, возведение перемычек), закладка выработанного пространства.

Отбойка руды в слое производится шпурами диаметром 42–48 мм или скважинами диаметром 51–76 мм. Для бурения шпуров используют самоходные буровые установки (СБУ) типа Boomer 353H,  скважин – Simba 254H фирмы Atlas Copco. Сменная производительность СБУ, соответственно, составляет 350–380 и    140–170 м.

Рис. 10.6. Схема подготовки транспортным штреком.

1 – транспортные штреки; 2 – слоевые заезды; 3 – разрезные штреки; 4 – слои; 5 – закладочный массив; 6 – вентиляционные восстающие; 7 - рудоспуски; 8 – выработки вентиляционно-закладочного горизонта; 9 – выработки откаточного горизонта.

Для доставки и механизированной зарядки гранулированных ВВ используется дизельная машина Charmec фирмы Normet (Финляндия) с подъемной телескопической стрелой, обеспечивающей подход к любой точке заряжаемого забоя. Отбитую рудную массу отгружают и доставляют к рудоспуску ковшовыми погрузочно-доставочными машинами (ПДМ) типа «Toro-1400» фирмы «Tamrok» (Финляндия). При грузоподъемности ковша ПДМ 14 т сменная производительность ее составляет при расстоянии доставки 100 м – 540–580 т и 200 м – 400–450 т.

По завершению погрузки руды и зачистки почвы слоя производятся закладочные работы. Закладочная твердеющая смесь подается в выработанное пространство с вентиляционно-закладочного горизонта по скважинам диаметром 165–300 мм. Нормативная ее прочность определяется из следующих условий:

·  устойчивости вертикальных обнажений искусственного массива;

·  возможности передвижения тяжелой самоходной техники спустя 2–3 дня после укладки твердеющей смеси.

В больших объемах слоевая отработка снизу вверх, особенно на зарубежных рудниках, применяется на крутопадающих месторождениях. В современных условиях при выемке рудных тел средней мощности и весьма мощных получил распространение вариант подготовки залежи наклонными съездами, благодаря чему обеспечивается большая мобильность самоходной техники. Характерный пример такой подготовки из практики работы рудника «Кобар» (Австралия) показан на рис. 10.7.