13.2. Системы разработки с магазинированием руды
Система с магазинированием руды занимает ведущее место при отработке маломощных жильных месторождений крутого падения. Мощность рудных тел – от весьма тонких до средней мощности. Устойчивость руд и вмещающих пород, желательно, высокая; хотя имеются в практике примеры средней и даже ниже средней устойчивости. Ценность полезного ископаемого – от ценного до малоценного.
Особенность этой геотехнологии состоит в заполнении выработанного пространства отбитой рудой (временным аккумулированием). Часть ее извлекают в результате разрыхления (до 30%) перед отбойкой нового слоя, создавая между поверхностью магазина и нетронутым рудным массивом свободное пространство высотою около 2 м.
Отработка рудных тел ведется блоками в восходящем порядке. Высота блока, равная высоте этажа, принимается с учетом изменчивости мощности жилы и может составлять 40–60 м. Длина его обычно принимается 50–60 м, при высокой устойчивости вмещающих пород до 100–120 м.
Подготовительно-нарезные работы заключаются в проходке транспортного штрека, восстающих на флангах блока и нарезки горизонта выпуска руды. Транспортный штрек и восстающие проводятся обычно по рудному телу (рис. 13.3). При большой мощности залежи (4–5 м) и машинной выгрузке руды из магазина транспортный штрек проходится в лежачем боку залежи.
Рис. 13.3. Система разработки с магазинированием руды.
1 – транспортный штрек; 2 – вентиляционный штрек; 3 – заходки на слои; 4 – штрек подсечки.
Основание блока подготавливается по целиковой (рис. 13.3) или бесцеликовой схемам (рис. 13.4). В первом случае в транспортном штреке шпурами отбивают слой руды высотою до 2,0–2,5 м, устанавливают неполные дверные оклады с зазорами 1,5–2,0 м. В зазорах монтируются металлические полки-люки, служащие для выпуска и погрузки руды в вагоны. На некоторых рудниках в качестве люковых устройств используются малогабаритные легкие в сборке виброленты-питатели.
Во втором случае в днище блока шпуровой отбойкой формируются воронки и дучки с оставлением целиков треугольной формы через 3–5 м. Между целиками, как и в предыдущем варианте, монтируются люковые устройства.
Рис. 13.4. Система разработки с магазинированием и сплошной выемкой.
1 – транспортный штрек; 2 – вентиляционно-ходовой восстающий; 3 – потолочина; 4 – вентиляционный штрек.
В схеме с машинным выпуском руды из полевого транспортного штрека в зависимости от устойчивости пород лежачего бока через 3–6 м проходятся заезды.
Сравнивая три выше перечисленных варианта подготовки горизонта выпуска руды, отметим, что первый из них отличается минимальными потерями отбитой руды и затратами на выравнивание поверхности магазина после ее частичного выпуска.
Очистные работы в блоке ведутся циклично. Цикл начинают с оборки забоя от заколов, разравнивания поверхности магазина. Далее производят бурение шпуров, их заряжание и взрывание, выпуск излишков отбитой руды и после проветривания забоя цикл повторяется. При недостаточно устойчивых вмещающих породах на ряде рудников в состав работ входит также установка стоечной распорной или анкерной крепи. По завершению отбойки в проектных контурах блока осуществляют генеральный выпуск руды.
Для сохранения вентиляционного верхнего штрека, поддержания выработанного пространства в блоке оставляются потолочные и межблоковые целики у восстающих. На некоторых рудниках оставляются дополнительно внутриблочные целики. Высота потолочного целика определяется в зависимости от мощности и устойчивости рудного тела. В практике ее часто принимают равной 1,0–1,5 мощности залежи.
Межблоковые целики формируются по мере отбойки блока. Через 3–6 м по восстанию производится сбойка магазина с восстающим. Сбойки служат для прохода людей, доставки оборудования, материалов и вентиляции очистного забоя. Размеры межблоковых целиков в плане обычно составляют 3÷6×2÷3 м.
Эффективность системы разработки с магазинированием руды во многом определяется соотношением мощности рудного тела и ширины очистного пространства. От этого параметра зависит величина прихвата пустых пород, а также вероятные потери неотбитого полезного ископаемого в бортах камер.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.