Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия")

Страницы работы

90 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Философия и методология науки

1.Наука: понятие, структура и функции.

2.Отражение науки в научном знании: науковедение и его структура.

3.Общая теория науки и ее предмет.

4.Научное знание: идеалы и нормы научности. Типология научного знания.

5.Эмпирический и теоретический уровни знания и познания.

6.Язык как знаковая система. Знак. Свойства знаков, классификация знаков и знаковых систем.

7.Значение знаков. Объем и содержание понятия. Понятие. Классификация понятий.

8.Язык науки. Категория науки.

9.Предмет науки.

10.Объект познания, предмет научного исследования и их взаимосвязи.

11.Проблема понимания факта: факты действительности и факты науки.

12.Научный факт: данные опыта и причины их отклонения от достоверности. Понятие научного факта.

13.Природа и структура научного факта.

14.Научная проблема: проблемная ситуация в науке. Понятие научной проблемы.

15.Научная проблема: условия правильности постановки и классификация.

16.Научная идея как форма знания. Формы выражения и существования научных идей.

17.Структура научной идеи.

18.Научная гипотеза: понятие и требование корректности.

19.Научная гипотеза: классификация и функции.

20.Научный закон. Понятие закона науки.

21.Научный закон: классификация и функции.

22.Научная теория: понятие и основные признаки.

23.Научная теория: структура и функции.

24.Научная рефлексия и методология: общие представления и взаимосвязь.

25.Рефлексивно - методологическая практика

26.Диалектический метод познания: общая характеристика и основные принципы.

27.Общенаучные подходы: структура и общее содержание.

28.Общенаучная методология: структура и общее содержание.

29.Методология теоретических исследований: структура и содержание.

30.Методология эмпирического исследования: структура и содержание.

Социальная философия

1.Истоки социальной философии.

2.Формирование предмета социальной философии.

3.Западная социальная философия ХХ века.

4.Специфика социального познания и знания.

5.Предмет и функции социальной философии.

6.Специфика философско - социологической теории.

7.Общество как природный мир. Основные закономерности и метафизические концепции понимания взаимодействия общества и природы.

8.Сущность и содержание материального производства.

9.Материальное производство: теоретическая модель и ее компоненты.

10.Диалектика развития материального производства.

11.Техносфера общества: понятие и содержание.

12.Техника: сущность и структура.

13.Технология: понятие и модель всеобщей технологии.

14.Технологические революции: понятие и основные этапы.

15.Технологическая форма движения материи.

16.Сущность и содержание социальной сферы общества.

17.Социальная структура общества.

18.Возникновение с становление социально - классовой структуры общества.

19.Сущность и содержание политической сферы общества.

20.Политическая система общества.

21.Государство: основные компоненты, функции и механизм.

22.Специфика социального института науки.

23.Коммуникации в науке.

24.Научный потенциал современного общества.

25.Духовная сфера общества: понятие и основные компоненты.

26.Общественное сознание и закономерности его развития.

27.Структура общественного сознания: общая характеристика компонентов.

28.Философское понятие культуры.

29.Культура в контексте общественной жизни.

30.Культура и цивилизация.

Тема 1, 2. Отражение науки в научном знании

Вопросы:

          1. Наука

          2. Предмет и структура науковедения

          3. Общая теория науки

1. Наука

          Наука–это особый вид социальной деятельности и её организации, целью которых яв­ляется получение объективного знания о природе, обществе и человеке.

          За последние 70-80 лет в науке трудилось  её сотрудников живших на Земле, кото­рые синтезировали  научного знания и более 90% всей научно-технической информации вскрытой человечеству. Сложная, динамически развивающаяся система современного науч­ного знания насчитывает около двух тысяч научных дисциплин, число которых растёт.

          Для своего нормального функционирования и саморазвития общество вынуждено ин­вестировать в науку более 30% стоимости Валового национального продукта (наиболее разви­тые в экономическом отношении страны). Крупные дальнейшие затраты на развитие науки обусловлены:

1.  глобальным технологическим движением вещества, энергии, информации, которое (движение) стало сопоставимым с предельными возможностями потенциала Земли, расчётно-эмпирические пороговые критерии, за границами которых могут последовать необратимые (катастрофические) изменения в Земной системе:

a)  по технологическому массовому обмену форм веществ значительным числом компонентов уже превышено (в сельском хозяйстве, в горнодобывающей от­расли),

b)  энерготехнологическое движение подходит к страховым барьерам (1..2% энер­гии Солнца, использование метрового диапазона электромагнитных колебаний),

c)  общая проблема технологического движения информации вообще не постав­лена;

2.  необходимостью сдерживания и устранения глобальных кризисов (экологических, энергетических, сырьевых, продовольственных, информационных, и др.);

3.  продолжающимся ростом народонаселения.

          При естественном приросте населения принятом за единицу его отношение с темпами роста мирового производства и науки должно иметь пропорции (как установили науковеды) 1/2/4 (население/производство/наука).

2. Предмет и структура науковедения

          Возникающие перед наукой сложные задачи и ограниченные потенциальные возмож­ности общества государств на её содержание поставили два комплекса проблем связанных, во-первых, с потребностью интенсификации (оптимизации) научной деятельности, во-вторых, с необходимостью прогнозирования рационального планирования, организации и управления наукой.

          Особенно сложное положение возникло в середине 20-ого века (60..70 гг.), когда воз­ник пик количественного роста науки, который стал труднодостижимым даже для развитых стран. В этой связи, наука, как феномен становится объектом научного анализа, стимулируя возникновение центров во всех высокоразвитых странах мира.

          Вокруг объекта науки формируются научные дисциплины, исследовательские области, научные направления и сложные конгломераты, обычно именуемые - проблемы науки. Этот научный комплекс пока не имеет точно определённых предметов и единого, общепринятого названия. В мировой специальной литературе встречается следующая терминология: науко­учение, наукознание, метанаука, общая теория науки, наука о науке, науковедение. В славян­ском варианте утвердился последний, т. е. науковедение, который был введён в 1926 году со­ветским учёным Иваном Адамовичем Боричевским (1892–1941). Тогда в мировой научной практике не могло существовать никакой иной подобной терминологии, так как проблема науковедения до Боричевского по сути, и содержанию ещё не осознавались.

          Не вдаваясь в многочисленные дискуссии по предмету науковедения можно взять за основу такой вариант определения.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
472 Kb
Скачали:
0