Философия и методология науки
1.Наука: понятие, структура и функции.
2.Отражение науки в научном знании: науковедение и его структура.
3.Общая теория науки и ее предмет.
4.Научное знание: идеалы и нормы научности. Типология научного знания.
5.Эмпирический и теоретический уровни знания и познания.
6.Язык как знаковая система. Знак. Свойства знаков, классификация знаков и знаковых систем.
7.Значение знаков. Объем и содержание понятия. Понятие. Классификация понятий.
8.Язык науки. Категория науки.
9.Предмет науки.
10.Объект познания, предмет научного исследования и их взаимосвязи.
11.Проблема понимания факта: факты действительности и факты науки.
12.Научный факт: данные опыта и причины их отклонения от достоверности. Понятие научного факта.
13.Природа и структура научного факта.
14.Научная проблема: проблемная ситуация в науке. Понятие научной проблемы.
15.Научная проблема: условия правильности постановки и классификация.
16.Научная идея как форма знания. Формы выражения и существования научных идей.
17.Структура научной идеи.
18.Научная гипотеза: понятие и требование корректности.
19.Научная гипотеза: классификация и функции.
20.Научный закон. Понятие закона науки.
21.Научный закон: классификация и функции.
22.Научная теория: понятие и основные признаки.
23.Научная теория: структура и функции.
24.Научная рефлексия и методология: общие представления и взаимосвязь.
25.Рефлексивно - методологическая практика
26.Диалектический метод познания: общая характеристика и основные принципы.
27.Общенаучные подходы: структура и общее содержание.
28.Общенаучная методология: структура и общее содержание.
29.Методология теоретических исследований: структура и содержание.
30.Методология эмпирического исследования: структура и содержание.
Социальная философия
1.Истоки социальной философии.
2.Формирование предмета социальной философии.
3.Западная социальная философия ХХ века.
4.Специфика социального познания и знания.
5.Предмет и функции социальной философии.
6.Специфика философско - социологической теории.
7.Общество как природный мир. Основные закономерности и метафизические концепции понимания взаимодействия общества и природы.
8.Сущность и содержание материального производства.
9.Материальное производство: теоретическая модель и ее компоненты.
10.Диалектика развития материального производства.
11.Техносфера общества: понятие и содержание.
12.Техника: сущность и структура.
13.Технология: понятие и модель всеобщей технологии.
14.Технологические революции: понятие и основные этапы.
15.Технологическая форма движения материи.
16.Сущность и содержание социальной сферы общества.
17.Социальная структура общества.
18.Возникновение с становление социально - классовой структуры общества.
19.Сущность и содержание политической сферы общества.
20.Политическая система общества.
21.Государство: основные компоненты, функции и механизм.
22.Специфика социального института науки.
23.Коммуникации в науке.
24.Научный потенциал современного общества.
25.Духовная сфера общества: понятие и основные компоненты.
26.Общественное сознание и закономерности его развития.
27.Структура общественного сознания: общая характеристика компонентов.
28.Философское понятие культуры.
29.Культура в контексте общественной жизни.
30.Культура и цивилизация.
1. Наука
2. Предмет и структура науковедения
3. Общая теория науки
Наука–это особый вид социальной деятельности и её организации, целью которых является получение объективного знания о природе, обществе и человеке.
За последние 70-80 лет в науке трудилось её сотрудников живших на Земле, которые синтезировали научного знания и более 90% всей научно-технической информации вскрытой человечеству. Сложная, динамически развивающаяся система современного научного знания насчитывает около двух тысяч научных дисциплин, число которых растёт.
Для своего нормального функционирования и саморазвития общество вынуждено инвестировать в науку более 30% стоимости Валового национального продукта (наиболее развитые в экономическом отношении страны). Крупные дальнейшие затраты на развитие науки обусловлены:
1. глобальным технологическим движением вещества, энергии, информации, которое (движение) стало сопоставимым с предельными возможностями потенциала Земли, расчётно-эмпирические пороговые критерии, за границами которых могут последовать необратимые (катастрофические) изменения в Земной системе:
a) по технологическому массовому обмену форм веществ значительным числом компонентов уже превышено (в сельском хозяйстве, в горнодобывающей отрасли),
b) энерготехнологическое движение подходит к страховым барьерам (1..2% энергии Солнца, использование метрового диапазона электромагнитных колебаний),
c) общая проблема технологического движения информации вообще не поставлена;
2. необходимостью сдерживания и устранения глобальных кризисов (экологических, энергетических, сырьевых, продовольственных, информационных, и др.);
3. продолжающимся ростом народонаселения.
При естественном приросте населения принятом за единицу его отношение с темпами роста мирового производства и науки должно иметь пропорции (как установили науковеды) 1/2/4 (население/производство/наука).
Возникающие перед наукой сложные задачи и ограниченные потенциальные возможности общества государств на её содержание поставили два комплекса проблем связанных, во-первых, с потребностью интенсификации (оптимизации) научной деятельности, во-вторых, с необходимостью прогнозирования рационального планирования, организации и управления наукой.
Особенно сложное положение возникло в середине 20-ого века (60..70 гг.), когда возник пик количественного роста науки, который стал труднодостижимым даже для развитых стран. В этой связи, наука, как феномен становится объектом научного анализа, стимулируя возникновение центров во всех высокоразвитых странах мира.
Вокруг объекта науки формируются научные дисциплины, исследовательские области, научные направления и сложные конгломераты, обычно именуемые - проблемы науки. Этот научный комплекс пока не имеет точно определённых предметов и единого, общепринятого названия. В мировой специальной литературе встречается следующая терминология: наукоучение, наукознание, метанаука, общая теория науки, наука о науке, науковедение. В славянском варианте утвердился последний, т. е. науковедение, который был введён в 1926 году советским учёным Иваном Адамовичем Боричевским (1892–1941). Тогда в мировой научной практике не могло существовать никакой иной подобной терминологии, так как проблема науковедения до Боричевского по сути, и содержанию ещё не осознавались.
Не вдаваясь в многочисленные дискуссии по предмету науковедения можно взять за основу такой вариант определения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.