Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 11

          Таким образом, эмпирические факты и их индуктивные обобщения дают исходные знания об объектах, позволяют выдвинуть гипотезу об их причинах и сущности, которые дедуктивно обобщаются в теории и теоретические факты. Теория, в свою очередь, позволяет предсказать новые явления и факты, расширить эмпирические исследования и так далее.

(Сделать конспект.)

1. Роль факта науки

Значение фактов в возникновении и развитии наук трудно пере­оценить. Поэтому приемлемым началом темы было бы, например, обоснование тезиса «наука базируется на фактах». Аргументы строят­ся на отношениях: новые факты–мотивация научной деятельности ученого; факты - возникновение новых научных областей и направ­лений; "мозаика" фактов - формирование предмета и объекта науки; систематизация и обобщение фактов - новая наука; «Монблан» фак­тов – зрелая наука; новые факты и традиционная теория; новые факты - источники научных проблем; факты и возникновение научны идей; обобщение научных фактов и выдвижение научных гипотез; верификационные серии фактов и перевод гипотез в научные законы и теории.

2. Проблема понимания научного факта

В силу недостаточной разработанности проблемы понимания научного факта целесообразна привести конструктивный анализ применяемых в практике вариантов его определения. В частности, термин «факт» используют в следующих смыслах:

1. Действительное явление, событие или результат.

2. Нечто реальное в противоположность вымышленному.

3. Как синоним истины.

4. Твёрдо установленное основание, на котором строится теория.

5. Конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего.

6. Все, что требует научного объяснения.

7. Особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое(опытное) знание.

          3. Факты действительности

Желательно показать, что в контексте методологии научного познания выделяют два направления во взглядах на природу научного факта. Первый акцентирует внимание на фактах-явлениях, фактах-событиях или фрагментах действительности, нередко именуемых «Факт-1». На многочисленных примерах можно показать, что здесь проявляется стремление к максимальной объективности, и попыткам снять субъективную чувственность восприятия и представления. Однако относительная независимость события от осознания в философии выражается парной категорией «явление-сущность», в которой места для категории научного факта нет. Наука и научный факт в том числе возникает там, где, во-первых, исследователь за интересным явлением пытается выяснить общность, т.е. познать внутренние «невидимые» закономерные связи и, отношения; во-вторых, он стремится выразить полученное знание определенным языком в форме предложений и описаний. Такие высказывания и описания объективных явлений иногда обозначают как «Факт-2» или научный факт.

4. Научный факт

Следует обратить внимание, что далеко не всякий «Факт-2» может претендовать на роль научного факта. Условия и нормы научности: целесообразная научно-исследовательская деятельность; выделенные объект и предмет исследования; специальные формы и методы исследования; опора на принятый язык науки и другие искусственные знаковые системы и др.

«Факт-2» как данные наблюдения, данные опыта, экспериментальные данные и т.п. Причины отклонения данных опыта от истинности и достоверности:

1) неверно выбранные исходная концептуальная установка и предварительное знание;

2) неадекватно выбраны объект (предмет) исследования и его состояние;

3) ограниченные возможности человеческих рецепторов;

4) объективные ограничения и откло­нения в функционировании и показаниях инструментов, приборов и установок;

5) несовершенство методик

6) неоднозначность научных терминов и определений научных понятий;

7) искажение опытных данных текстами описаний.

Нейтрализация отклоняющих причин, серия опытов, логико-математическое выделение инварианта, научный факт. Научный факт как вид базисного научного знания, достоверно отражающего фрагмент объективной реальности и выраженного в знаковой форме конкретного языка науки.

5. Природа научного факта, эмпиризм, теоретизм

Далее можно расширить и углубить представление о научном факте, исследовав его природу. Под термином «природа» будем понимать такие закономерные связи основных сторон научного факта, которые задают принципиальную схему его понимания и объяснения. Природа научного факта обусловлена специфическими особенностями знания, которое он отражает. Здесь объединяются две тенденции в понимании природы научного факта. Первая может быть обозначена как эмпиризм (иногда его именуют фактуализмом), вторая - как теоретизм.

Эмпиризм. Концептуальные установки и цели эмпиризма. Задачи ученых–эмпириков. Идеал ученого-эмпирика и образ «муравья от науки». Реальные возможности эмпиризма и его отношение к теории. Понятий эмпирического научного факта.

Теоретизм. Концептуальные установки и цели теоретизма. Задачи ученых-теоретиков. Идеал ученого-теоретика и образ генератора «безумных идей», устремленного к «теоретическому беспределу». Реальные возможности теоретизма и его отношение к эмпирическим фактам, понятие теоретического научного факта.

В заключение темы желательно рассмотреть еще не решенную проблему структуры научного факта, предположительно сложного образования. Как вариант можно обсудить следующие компоненты научно факта:

1) концептуальный;

2) чувственно-образный;

3) методологический;

4) приборно-инструментальный;

5) знаково-языковой.


Тема 7. Научная проблема

Вопросы:

1.  Значение научной проблемы

2.  Проблемная ситуация в науке

3.  Понятие научной проблемы

4.  Условия правильности постановки проблемы

5.  Классификация научных проблем

1. Значение научной проблемы

Человечество непрерывно расширяет сферу своей практики и нуждается в новых знаниях. Преодоление в суть новых вещей и явлений всегда связано с преодолением познавательных трудностей, которое может быть реализовано в научном исследовании.

          Научное исследование начинается, как правило, с выбора научной проблемы. Поиск, формулировка и решение проблемы–это стержень научной деятельности, которая объединяет ряд последовательных этапов эмпирического и теоретического познания.