Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 29

Технологическое движение материи и по глобальности и по принятому нормативному материалу соответствует статусу относительно самостоятельной технологической формы движения материи. Она является формой разрешения основного противоречия между природой и обществом. В функции специфического материального носителя здесь выступает техника. Технологический феномен генетически связан с другими ФДМ, ассимилирует их и сам входит в социальную ФДМ. В этой связи технологическое движение обладает качественной спецификой и особыми законами, отражаемыми в той или иной степени техноведческими и технологическими науками.

Качественная общность технологических явлений обусловлена типичными взаимодействиями и структурируется в теоретико-онтологической модели всеобщей технологии, включающей следующие конструкты: а) предметы технологических воздействий (вещество, энергия, информация); б) виды технологических изменений предметов (получение, преобразование, транспортировка, накопление-хранение); в) основные ФДМ, ассимилируемые технологией (физическая, химическая, биологическая и их комбинации).

Таким образом, с учетом принятого понимания ФДМ, нормативных характеристик, свойственных любой ФДМ и специфичности их проявления в техносфере, технологический феномен можно выделить в качестве относительно самостоятельной ФДМ. Как вариант, ее можно определить следующим образом. Технологическая форма движения материи (ТФДМ) - это прогрессирующая и управляемая человеком природно-социальная совокупность материальных процессов целенаправленного изменения различных форм (физических, химических, биологических и т.п.) вещества, энергии и информации, протекающих в системах техники в соответствии с их специфическими законами строения и функционирования.

Философская теория ТФДМ через реализацию своих мировозренческих, гносеологических и методологических функций обобщает разработки техновидения и технологичеких наук фрагмента научной картины мира. Ее результаты, обращенные к технологической практике, становятся методологическим инструментом проектной деятельности.


Содержание

Òåìà 1, 2. Îòðàæåíèå íàóêè â íàó÷íîì çíàíèè.......................................................................

Âîïðîñû:........................................................................................................................

1. Íàóêà.........................................................................................................................

2. Ïðåäìåò è ñòðóêòóðà íàóêîâåäåíèÿ.............................................................................

3. Îáùàÿ òåîðèÿ íàóêè....................................................................................................

Òåìà 3. Íàó÷íîå çíàíèå.......................................................................................................

Âîïðîñû:........................................................................................................................

1. Ýëåìåíòû òåîðèè ïîçíàíèÿ...........................................................................................

2. Îáûäåííîå çíàíèå..........................................................................................................

3. Íàó÷íîå çíàíèå............................................................................................................

4. Ýìïèðè÷åñêîå è òåîðåòè÷åñêîå çíàíèå......................................................................

Òåìà 4. ßçûê íàóêè..........................................................................................................

Âîïðîñû:......................................................................................................................

1. ßçûê è íàóêà............................................................................................................

2. Ñóùíîñòü è ñïåöèôèêà çíàêà (ÿçûêîâîãî)..................................................................

3. Òèïîëîãèÿ (êëàññèôèêàöèÿ) çíàêîâ è çíàêîâûõ ñèñòåì...............................................

4. Çíà÷åíèå çíàêà è ïîíÿòèå «ïîíÿòèÿ»..........................................................................

5. Îïðåäåëåíèå «ïîíÿòèé»..............................................................................................

6. Íàó÷íûå ôóíêöèè åñòåñòâåííîãî ÿçûêà......................................................................

7. Ñïåöèôèêà ÿçûêà íàóêè............................................................................................

Òåìà 5. Ïðåäìåò íàóêè......................................................................................................

Âîïðîñû:......................................................................................................................

1. Ïðåäèñëîâèå.............................................................................................................

2. Ïðåäìåò íàóêè...........................................................................................................

3. Îáúåêò íàó÷íîãî ïîçíàíèÿ (îáúåêò íàóêè)....................................................................

4. Ïðåäìåò íàó÷íîãî èññëåäîâàíèÿ..................................................................................

Òåìà 6. Íàó÷íûé ôàêò......................................................................................................

Âîïðîñû:......................................................................................................................

Ââåäåíèå.....................................................................................................................

1. Ðîëü ôàêòà íàóêè.....................................................................................................

2. Ïðîáëåìà ïîíèìàíèÿ íàó÷íîãî ôàêòà..............................................................................

3. Ôàêòû äåéñòâèòåëüíîñòè........................................................................................