Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 8

          Слово «академия» возникло от имени афинянина Академа, жившего близ Афин, где поселился Платон и вёл беседы с учениками на сугубо теоретические, отвлечённые от конкретной жизни темы. Поэтому, в послед­ствии высшие школы,  сочетающие обучение и исследования, именуют «академии». Их разновидностью стали чисто научные заведения, до того времени нового типа (1662–Лондонское Королевское Общество; 1666–Ко­ролевская академия в Париже; 1724–Петербургская академия).

Дисциплинарная организация науки сложилась в XVII–XVIII веках, когда естествозна­ние отделилось от теологии, а сама наука стала профессиональной, стала служить обществен­ной и экономической жизни.

В 1840 году историк В. Веввел писал: «Нам крайне нужно подобрать название для описания человека, занимаю­щегося наукой. Я склонен называть его учёным».

          Профессионализм требует специализации в определённой сфере познания, выработки определённой методологии и инструментария, систематизации полученного знания, обучения профессии молодого поколения учёных. Поэтому в 17–18 веках постепенно формируются науки отдельные науки или научные дисциплины.

          Научная дисциплина становится основной структурной единицей науки (сейчас около 2000). Иногда в качестве синонима употребляют термины «наука», «отрасль знания», «сфера научной деятельности» и другие.

          Чтобы дать определение понятию научная дисциплина, науковеды выделяют следующий список её признаков (компонентов).

1.  Фиксированный корпус (блок) научного знания.

2.  Определённые категории или эмпирические области, явление которых (областей) считается «законными» объектами дисциплинарного знания.

3.  Набор теоретико-эмпирических исследовательских средств, включая методики и языки описания.

4.  Набор и гипотез о природе изучаемой реальности, а также подходы к её исследованию.

5.  Типичные схемы взаимодействия между теориями, опытом, экспериментом, наблюдением.

6.  Единую написанную историю успехов и неудач, предъявления о перспективах, включая набор проблем и направлений исследования.

7.  Определённые средства и каналы коммуникаций между коллегами (журнал по специальности, симпозиумы, конференции).

8.  Сфера спецподготовки и определения профессиональности учёных. (Считают, если существует пять–шесть кафедр, то, следовательно, есть и «дисциплина».)

9.  Набор профессиональных институтов, ассоциаций, журналов и т. п.

2. Предмет науки

          Из предыдущего пункта следует, что наука или научная дисциплина–это исторически сложившаяся единица науки, обеспечивающая механизмами саморегуляции коллективную исследовательскую деятельность, организацию выработанного научного знания, коммуникацию учёных и воспроизводство научных кадров.

          Чтобы некоторая исследовательская область или научное направление получили самостоятельность, им необходимо:

1.  по форме соответствовать набору нормативов свойственному любой науке,

2.  по содержанию иметь свою собственную специфику, которая бы определяла пространство и границы с другими науками.

Такая нормативная база называется предметом науки.

          Предмет науки–это своеобразный сертификат или паспорт науки, который свидетельствует об определённом месте среди наук, уровне зрелости, способности к саморазвитию, через постановку и разрешение специфических проблем и так далее.

          Предмет науки включает в себя:

1)  объект научного познания,

2)  предмет научного исследования,

3)  комплекс проблем, свойственных данной науке,

4)  общие цели и конкретные исследовательские задачи, которые следует решить,

5)  методы и средства исследования,

6)  систему научного знания, выраженную в специфическом языке данной науки и в идеале формирующуюся в научные законы и теории.

3. Объект научного познания (объект науки)

          Считается, что наука приобретает статус самостоятельности при наличии качественно ограниченного объекта. Объект научного познания–это та часть или фрагмент реальности (объективной), которая противостоит субъекту познания (учёному, коллективу учёных, научному сообществу) и исследуется данной наукой.

          Основная особенность объекта научного познания состоит в независимости от познающего, учёный может только выявить, открыть различные свойства, связи и отношения объекта науки, выразить их в формах научного познания, а затем сопоставить их с реальностью. Это даёт возможность оградить науку от теоретического произвола и получить истинные знания.

          Объекты науки носят исторический характер, то есть вскрываются по мере развития предметно-практической познавательной деятельности. Об особенностях объекта можно судить только в том случае, если он вступает во взаимодействие с другими объектами, претерпевает изменение (движение), которое исследователь прямо или косвенно отражает своими органами чувств и материализует отражённые образы в знаковые формы. Это обстоятельство позволяет всё реальное многообразие объектов научного познания классифицировать по формам материи и формам движения материи.

          Выделяют основные, частные, комплексные формы материи и формы движения материи. Основные–физическая, биологическая, химическая и социальная. Частные для физической–движение вакуума, движение поля, движение элементарных частиц, движение ядра атома, движение макротел.

          В тоже время из основных форм движения материи могут образовываться комплексные формы. Астрономическая–метагалактика, галактика, звёзды, планеты; геологическая форма; географическая–ландшафтная, в пределах литосферы, гидросферы, атмосферы. Возможны промежуточные формы, такие как техническая форма материи (техника, система техники). И систематическая форма движения материи.

          Выделение форм материи и форм движения материи в качестве объектов наук одновременно даёт надёжное основание для классификации наук.

4. Предмет научного исследования