3. Исходные и завершающие понятия, категории, первичные гипотезы, постулаты (аксиомы), принципы, общие законы теории, в совокупности описывающие и объясняющие абстрактные объекты и теоретические модели. В этом компоненте теории заложена ее смысловая языковая основа.
4. Множество допустимых в рамках теории принципов, правил рационального преобразования исходного материала, логического вывода и доказательств, включая работу с формальными исчисленьями, логическими символами, математическими уравнениями, формулами, а также механизмы построения знания. Это логико-методологическая основа теории.
5. Совокупность выведенных в теории следствий и утверждений с доказательствами. Этот материал составляет основной массив теоретического знания.
Научная теория как высшая системная форма организации научного знания выполняет в науке следующие важные функции:
1. Описательная. Теория описывает и истолковывает фундаментальные факты и обобщения, приборы и их показания, различные свойства объекта и т.д. в языке теории и отвечает на- вопрос:«Как объект устроен, функционирует или развивается?»
2. Объяснительная. Теория посредством понятийно–категориального аппарата и сфокусированных в ней основных и производных законов раскрывает сущность, внутренние причины и механизмы объекта и отвечает на вопрос: почему, чем они обусловлены.
3. Систематизирующая. Теория обобщает и упорядочивает огромный массив эмпирического материала на основе единых принципов, упрощает и уплотняет информацию, объясняет предельно широкий .круг явлений,
4. Методологическая. Теория, обращенная к научной деятельности. при определенной трансформации становится методологией, позволяя сформулировать новые принципы и подходы, создать новые методы исследования, управлять экспериментом, сбором фактов и т.д.
5. Прогностическая. Опираясь на систему своих законов, принципов и гипотез, теория позволяет предвидеть и предсказать множество явлений, неизвестных фактов, эмпирических законов, некоторых теоретических закономерностей.
Выделенные содержание, структура и функции характеризуют некоторый инвариант развитой научной теории. Однако реальная «жизнь» теории деформирует эту идеализированную схему и вносит специфические особенности в содержание компонентов. Качественно-количественные различия объектов (предметов) исследования и уровень исторической зрелости их научного освоения меняют объём и пропорции в основаниях теорий; эмпирическом, концептуальном, языково-смысловом, логико-методологическом, а также в следствиях и утверждениях. В этой связи реальные теории приобретают определённые типовые формы, которые можно классифицировать по определённым признакам.
Вначале можно обратить внимание на природу объектов теории, которые укрупнённо могут быть классифицированы по формам движения материи. Такое основание позволяет выделить крупные классы теорий: физические. химические. биологические, социальные, технические, технологические, астрономические, геологические, географические и др.
Внутриклассовые особенности теорий допускают достаточно условное их расслоение на качественные и количественные. В первом случае теоретическая модель характеризует объект обобщённо и выступает как отношение минимума конструктов-понятий. отражающих только важнейшие, необходимые свойства объектов (философские, общественно-гуманитарные, теории чрезвычайно сложных объектов, например биологических, теории формирующихся дисциплин др.). Количественными теории становятся тогда, когда базовые теоретические модели дополняются частными схемами и внутрикачественными различиями, характеризуемыми числом и величиной.
В зависимости от путей и методов формирования выделяют теории дедуктивные и индуктивные. В дедуктивных теориях задаются общие исходный понятия, принципы или аксиомы, которые затем дедуктивно развертываются в теорию. В индуктивных теориях индукция выполняет главную роль в построении теории, но при этом достаточно широко используются абстрагирование, аналогия и даже элементы дедукции. Здесь употребляются преимущественно эмпирические понятия и модели, позволяющие формулировать эмпирические законы, отражающие сущность первого порядка некоторой группы или класса явлений.
Существуют и другие классификации теорий:
a) по степени общности (теории частные, специфические и общие);
b) по характеру законов и прогностическим возможностям (динамические и статистические теории);
c) логически замкнутые (закрытые теории) и допускающие развёртывание в ходе развития процесса познания объекта (открытые теории);
d) в зависимости от глубины вскрываемой сущности иногда различают теории описательные и объяснительные.
Однако чаще всего в теоретической практике обращают внимание на развитость компонентного состава и общей структуры теории, что позволяет комплексно выделить эмпирические, математизированные и дедуктивные теории.
1. Эмпирические или описательные теории. Это наиболее ранний тип теорий, по форме и содержанию близкий к учениям, где велик фактуальный базис, выделены некоторые эмпирические законы и закономерности. Законы выводятся, как правило, индуктивным путём, формулируются в терминах естественного и эмпирического языков, носят в основном качественный характер и выполняют функции генерализации (подчинения частных явлений общему принципу) эмпирического материала.
Здесь типичны: обобщения, связанные с описанием идеального газа (Р. Бойля, Э. Мариотта, Ж. Гей-Люссака, Ж. Шарля, А. Авогадро) формированием электродинамики (А. Ампер, Д.Ф. Араго, Т. Зеебек, Ж. Био, Ф. Савар, М. Фарадей и др.); фундаментальные обобщения Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева и теория химического строения вещества А.Я. Бутлерова в химии; эволюционная теория Ч. Дарвина в биологии; физиологическая теория высшей нервной деятельности И.П. Павлова и др. Упорядочивая факты, описывая определённую группу явлений, формулируя и вводя по мере необходимости частные законы, эмпирические теории готовят перевод к более совершенным формам теорий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.