Один и тот же объект
может быть предметом научных исследований. Так, например, объект, именуемый
биологическим микроорганизмом, эколог будет рассматривать как часть экосистемы,
физиолог–внутренние макропроцессы, цитолог углубиться на уровень клетки,
биохимик–молекулярные взаимодействия, а биофизик обратит внимание на механизм
переноса и превращения форм энергии. [Для одного объект, для
другого–предмет.] Если объект познания независим от субъекта и обладает
набором свойств, то предмет исследования формируется учёным. В объекте
он выбирает главные и существенные стороны, и отношения, определяемые
конкретными целями и задачами.
Предмет научного исследования–это такая часть или сторона объекта, подвергнутая изучению, которая включает главные и наиболее существенные свойства, и признаки, обусловленные целями и задачами исследования. В качестве предмета исследования могут быть выделены:
- свойства,
- связи и отношения,
- компоненты,
- структуры,
- процессы,
- законы (строения, функционирования, развития) и др.
Выделение предмета исследования опирается на принципы:
1) Целостности, то есть фиксируется возможность выделения совокупности свойств и сторон, типичных для данного класса явлений. Например, если исследовать рентгеновское излучение, то попытаться охватить весь спектр электромагнитных излучений.
2) Стабильности (воспроизводимости), то есть предмет в разных ситуациях должен сохранять свои характеристики.
3) Наблюдаемости, то есть предмет должен фиксироваться приборами или органами чувств (мешок с поправками)
Содержание и структура предмета зависят от уровня познания. На уровне эмпирического познания предмет включает
1. опытные факты,
2. данные измерений,
3. статистические данные
4. первичные знаковые формы (т.е. понятия, таблицы, графики),
то есть здесь собираются данные описывающие явления.
На теоретическом уровне анализируется эмпирический материал и осуществляется переход от явления к сущности.
Методом гипотез и абстрагирования строится идеализированный объект, любая система, выраженная в категориях науки, абстрактных схемах, математических формулах. Описание и объяснение идеализированного объекта представляет собой теорию, включающую основные категории, научные гипотезы, аксиомы, законы и т.д., в целом составляют предмет теоретического познания.
Введение
1. Роль факта науки
2. Проблема понимания научного факта
3. Факты действительности
4. Научный факт
5. Природа научного факта, эмпиризм, теоретизм
За пределами внимания темы остаются
a) всевозможные трактовки фактов в обыденном познании,
b) факты и их аргументация из политической, правовой, эстетико-художественной, религиозной и других видов деятельности.
Это не означает, что некоторые из таких фактов не обладают признаками научности. Однако здравые научные суждения здесь возможны в том случае, если они основываются на установленных критериях научности и правильном понимании научного факта.
Примеры к теме
1. В 1772–1774 годах Д. Пристли (англ) и А. Лавуазье красный порошок с ртутью (окись ртути), в результате чего появлялся какой-то «огненный воздух», в атмосфере которого ярко вспыхивала свеча.
2. В 1896 году А. Беккерель обнаружил засвечивание завёрнутых в чёрную бумагу фотопластинок, лежащих возле фосфорицирующих веществ.
3. Дарвин собрал огромный материал из животноводства, растениеводства, биомира, который противоречил общепринятому пониманию постоянства видов.
4. 30 июня 1908 года утром над южной частью центральной Сибири с Юго-Востока на Северо-Запад пролетело яркое тело.
Замечания по теме
По вопросу 1
Собранные Дарвином данные наблюдения, вступившие в противоречие с теорией постоянства видов, во-первых, породили проблему, а затем привели и к идее развития видов и, конечном итоге, к эволюционной теории.
Факты Беккереля привели к новому направлению в науке–радиоактивности.
По вопросу 2
Надо иметь в виду, что научный факт–это вид научного, достоверного, истинного знания о некотором явлении действительности, а поэтому все приведённые смыслы фактов сразу же разделяются на факты действительности («факт 1») и научные факты (предварительно «факт 2», или данные опыта, его специально поставили и провели).
По вопросу 3
Используя примеры, надо показать, что «факты 1»–это только реальные явления, которые науке пока ещё ничего не дают. Их надо многократно воспроизвести и описать. Эти описания, зарегистрированные в журналах проведения эксперимента, затем надо объяснить.
Пристли и Лавуазье наблюдали одно и тоже явление, однако увидели разные вещи. Пристли опирался на флогистонную концепцию, в которой любые тела всегда связаны с флогистоном, который сам по себе существовать не может. При нагреве порошка его (флогистон) выгнали из воздуха. Воздух стал дефлогистированным. Выходя из реторты, он активно поглощает флогистон и поддерживает горение.
По вопросу 4
Надо обратить внимание на новую концепцию Лавуазье. В докладе «Об обжиге некоторых металлов, закрытых в сосудах и о причине увеличения веса происходящего во время этой операции он выдвинул две гипотезы:
A) чистый воздух не является «простым веществом, элементом, как обычно полагают, но он напротив должен быть причислен к классу смеси»,
B) дефлогистированный воздух соединяется не с флогистоном, как считал Пристли, а с горящим телом.
Рассмотрев роль этого газа в образовании кислот (серия опытов), он назвал его оксигеном (кислотвором или кислородом). Научный факт наличия кислорода в воздухе был установлен.
Можно констатировать, что не всякий «факт 2» или данные наблюдения должны быть очищены от разных «помех». Среди них важнейшие.
1. Неверно выбранная исходная концептуальная установка и предварительное знание, как у Пристли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.