Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 18

2. Математизированные теории. Развитие эмпирических теорий постепенно приводит к уточнению основных понятий, выделению классов качественно однородных элементов, свойств объекта, которым может быть приписана определенная величина. Между некоторыми элементами или их свойствами удается обнаружить устойчивые структурные или функциональные связи. В результате суще­ствующие физические, химические, биологические, социальные, технические и т.п. модели можно заменить математическими моде­лями, где используются математические символы, понятия и отно­шения между ними, а также функции, постоянные и переменные величины.

В конечном итоге математическую модель можно выразить урав­нениями или системой уравнений. Бесчисленное множество естественных и социальных объектов может быть описано и объяснено достаточно ограниченным числом математических закономерностей, функций, свойств и т.д., которые в математике уже известны. Учитывая же принцип изоморфности математических моделей, резу­льтаты исследования одних классов явлений можно переносить на классы иной физической природы.

Математизация не сводится к применению арифметики, геомет­рии, алгебры, дифференциальных и интегральных исчислений, функ­ционального анализа в традиционно «точных» науках–механике, физике, технике и им подобных. Вслед за количественными (метрическими) теориями и методами появляются разделы математики, где задачи измерения не играют существенной роди. Неметрические теории (такие, как теория групп, множеств, игр, принятия реше­ний, исследования операций, автоматов, информации, оптимально­го программирования, управления, графов, топология, математическая логика и др.) быстро расширяют проникновение математики в изучение более сложных форм материи: в химию, биологию, эколо­гию, медицину, социологию, психологию, криминалистику, лингвистику, управление, экономические, военные, педагогические и другие науки.

Поэтому в целом естественнонаучные, технические и социаль­ные теории, использующие язык математики, математические моде­ли, теории и методы, именуют математизированными.

3. Дедуктивные теории. Возникают при достаточно глубокой проработке основного материала, разграничении эмпирического и теоретического уровней знания, создании абстрактных конструк­тов и теоретических моделей (схем). На таком этапе познания по­являются возможности логически упорядочить знание в виде особой иерархической системы абстрактных объектов с помощью дедуктив­ного метода. Общий объем научного материала значительно сокращается и уплотняется путем введения минимального числа фунда­ментальных понятий, не определяемых в рамках данной теории и отражающих наиболее существенные характеристики объекта иссле­дования. С помощью первичных понятий формируется основа дедук­тивной теории, её верхний иерархический уровень, в который кладут аксиомы (постулаты), основные законы, принципы, фундаментальные гипотезы и т.д.

Далее из принятого основания при помощи четко обозначенных правил логического вывода формулируются производные, определяемые понятия, доказываются теоремы, выводятся производные (частные) законы более низких уровней общности. В зависимости от оснований дедуктивные теории подразделяются на аксиоматические (основание - аксиома, постулат) и гипотетико-дедуктивные (основание -  гипотезы, фундаментальные законы, принципы).

Аксиоматические теории систематизируют уже сформировавшееся научное знание, в котором четко разграничены исходные понятия, описывающие абстрактные модели, а основные положения (постулаты)  самоочевидны и не вызывают сомнений. Поэтому большинство эмпирических наук организует свое знание не аксиоматически, а в форме гипотетико-дедуктивных теорий. Выдвигаемые здесь гипо­тезы или принципы в качестве основания для дедуктивных выво­дов остального знания опираются на существующие факты, индук­тивные обобщения. эмпирические законы и закономерности. Соот­ветствие дедуктивных следствий гипотезы её эмпирическим основаниям одновременно является н ее подтверждением. В качестве первых классических образцов дедуктивных теорий выступают аксиоматическая геометрия Евклида и гипотетико-дедуктивная механика Ньютона. В геометрии Евклида выделяются три основных понятия  (точка, пряная, плоскость), связанных пятью отношениями (лежать, между, конгруэнтный, параллельный. непрерывный) и описывающих двадцать аксиом, из которых правилами преобразования выводятся  (доказываются)  все производные геометрические теоремы (законы). В теории механики Ньютон определяет основные понятия (масса, количество движения, сила, инер­ция) и формулирует три гипотезы-закона, именуемые им принципами или началами: закон инерции, закон пропорциональности силы ускорению, закон о действии и противодействии. Все остальные основные результаты классической механики следуют как логические выводы из принятых принципов.


Тема 12. Научная рефлексия и методология

Вопросы:

1.  Понятие рефлексии. Сущность и содержание научной рефлексии

2.  Научная рефлексия и методология. Сущность научной методологии

3.  Содержание рефлексивной методологической практики

1. Понятие рефлексии. Сущность и содержание научной рефлексии

          Философы давно обратили внимание на тот факт, что человеческое сознание отображает не только внешний мир, сам по себе, но и познающий, осознающий мир субъекта. Следовательно, целостное в норме сознание (групповое или индивидуальное) диалектически противоречиво раздваивается по отношению миру, его объектам и по отношению к себе. Последние отношения охватывают сферу рефлексии.

          Рефлексия в широком смысле–это актуализированное, самообращённое сознание человека. Такая способность к рефлексии трактуется в философии как принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и сознание собственных форм и предпосылок.

          Рефлексия, как анализируемое самообращённое сознание человека, может быть представлена тремя видами:

  1.  Элементарная рефлексия. Включает рассмотрение и анализ знаний и поступков самой личности, суждение об их значимости, границах применения.