2. Математизированные теории. Развитие эмпирических теорий постепенно приводит к уточнению основных понятий, выделению классов качественно однородных элементов, свойств объекта, которым может быть приписана определенная величина. Между некоторыми элементами или их свойствами удается обнаружить устойчивые структурные или функциональные связи. В результате существующие физические, химические, биологические, социальные, технические и т.п. модели можно заменить математическими моделями, где используются математические символы, понятия и отношения между ними, а также функции, постоянные и переменные величины.
В конечном итоге математическую модель можно выразить уравнениями или системой уравнений. Бесчисленное множество естественных и социальных объектов может быть описано и объяснено достаточно ограниченным числом математических закономерностей, функций, свойств и т.д., которые в математике уже известны. Учитывая же принцип изоморфности математических моделей, результаты исследования одних классов явлений можно переносить на классы иной физической природы.
Математизация не сводится к применению арифметики, геометрии, алгебры, дифференциальных и интегральных исчислений, функционального анализа в традиционно «точных» науках–механике, физике, технике и им подобных. Вслед за количественными (метрическими) теориями и методами появляются разделы математики, где задачи измерения не играют существенной роди. Неметрические теории (такие, как теория групп, множеств, игр, принятия решений, исследования операций, автоматов, информации, оптимального программирования, управления, графов, топология, математическая логика и др.) быстро расширяют проникновение математики в изучение более сложных форм материи: в химию, биологию, экологию, медицину, социологию, психологию, криминалистику, лингвистику, управление, экономические, военные, педагогические и другие науки.
Поэтому в целом естественнонаучные, технические и социальные теории, использующие язык математики, математические модели, теории и методы, именуют математизированными.
3. Дедуктивные теории. Возникают при достаточно глубокой проработке основного материала, разграничении эмпирического и теоретического уровней знания, создании абстрактных конструктов и теоретических моделей (схем). На таком этапе познания появляются возможности логически упорядочить знание в виде особой иерархической системы абстрактных объектов с помощью дедуктивного метода. Общий объем научного материала значительно сокращается и уплотняется путем введения минимального числа фундаментальных понятий, не определяемых в рамках данной теории и отражающих наиболее существенные характеристики объекта исследования. С помощью первичных понятий формируется основа дедуктивной теории, её верхний иерархический уровень, в который кладут аксиомы (постулаты), основные законы, принципы, фундаментальные гипотезы и т.д.
Далее из принятого основания при помощи четко обозначенных правил логического вывода формулируются производные, определяемые понятия, доказываются теоремы, выводятся производные (частные) законы более низких уровней общности. В зависимости от оснований дедуктивные теории подразделяются на аксиоматические (основание - аксиома, постулат) и гипотетико-дедуктивные (основание - гипотезы, фундаментальные законы, принципы).
Аксиоматические теории систематизируют уже сформировавшееся научное знание, в котором четко разграничены исходные понятия, описывающие абстрактные модели, а основные положения (постулаты) самоочевидны и не вызывают сомнений. Поэтому большинство эмпирических наук организует свое знание не аксиоматически, а в форме гипотетико-дедуктивных теорий. Выдвигаемые здесь гипотезы или принципы в качестве основания для дедуктивных выводов остального знания опираются на существующие факты, индуктивные обобщения. эмпирические законы и закономерности. Соответствие дедуктивных следствий гипотезы её эмпирическим основаниям одновременно является н ее подтверждением. В качестве первых классических образцов дедуктивных теорий выступают аксиоматическая геометрия Евклида и гипотетико-дедуктивная механика Ньютона. В геометрии Евклида выделяются три основных понятия (точка, пряная, плоскость), связанных пятью отношениями (лежать, между, конгруэнтный, параллельный. непрерывный) и описывающих двадцать аксиом, из которых правилами преобразования выводятся (доказываются) все производные геометрические теоремы (законы). В теории механики Ньютон определяет основные понятия (масса, количество движения, сила, инерция) и формулирует три гипотезы-закона, именуемые им принципами или началами: закон инерции, закон пропорциональности силы ускорению, закон о действии и противодействии. Все остальные основные результаты классической механики следуют как логические выводы из принятых принципов.
1. Понятие рефлексии. Сущность и содержание научной рефлексии
2. Научная рефлексия и методология. Сущность научной методологии
3. Содержание рефлексивной методологической практики
Философы давно обратили внимание на тот факт, что человеческое сознание отображает не только внешний мир, сам по себе, но и познающий, осознающий мир субъекта. Следовательно, целостное в норме сознание (групповое или индивидуальное) диалектически противоречиво раздваивается по отношению миру, его объектам и по отношению к себе. Последние отношения охватывают сферу рефлексии.
Рефлексия в широком смысле–это актуализированное, самообращённое сознание человека. Такая способность к рефлексии трактуется в философии как принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и сознание собственных форм и предпосылок.
Рефлексия, как анализируемое самообращённое сознание человека, может быть представлена тремя видами:
1. Элементарная рефлексия. Включает рассмотрение и анализ знаний и поступков самой личности, суждение об их значимости, границах применения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.