Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 14

1.  Эмпирическое обобщение. Это такое обобщение фактов, которое охватывает явление целиком. Эмпирическое обобщение строго опирается на факты, не выходя за их пределы на гипотезы. [Можно заметить только частности.]

2.   Учение. Это систематическая форма существования научной идеи в которой содержание данной предметной области выражается теоретическим, эмпирическим и мировоззренческим аспектами научного знания.

3.  Научная теория (см. Тема11.).

4.  Метатеория (общие теории и научные картины мира).


Тема 9. Научная гипотеза

Вопросы:

1.  Понятие научной гипотезы

2.  Основные требования к научной гипотезе

3.  Виды научных гипотез

4.  Функции гипотез

1. Понятие научной гипотезы

          Деятельность человека осмысленна, он всегда стремиться понять, тот или иной предмет реальности, который исследует, однако эти предметы не даны ему непосредственно. Прошедшие события не дано наблюдать, а в настоящем через явления из бесчисленных связей можно «увидеть» только некоторые, поэтому вся человеческая деятельность сопровождается множеством догадок предположений допущений.

          Гипотеза («предположение»–гр.) – это предположение или допущение, истинное значение которого не определено. Однако всякая догадка или допущение может претендовать на научную гипотезу. Научная гипотеза выдвигается для объяснения новых фактов, разрешения противоречий (между фактом и теорией, например), то есть для решения любой научной проблемы. В этой связи, научная гипотеза–это форма вероятностного научного знания в виде предположений, догадок или предсказываний,  о существовании явлений, причин их возникновения и развития.

2. Основные требования к научной гипотезе

          Чтобы стать научной, а не произвольной догадкой гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:

1.  Синтаксической правильности построения и семантической осмысленности её языковых утверждений или высказываний;

2.  Адекватности и обоснованности, то есть в своих рамках объяснять максимально возможный круг явлений и по возможности не противоречить установленным ранее фактам и научным положениям;

3.  Принципиальной проверяемости, то есть следствие научной гипотезы или её следствие должны вообще давать возможность опытной проверки необязательной сейчас, на данном уровне развития науки;

4.  Широты, то есть она должна быть применима не только к своему кругу явлений, для которого она выдвигалась, но и захватывать другие связи;

5.  Простоты, то есть способности её единого основания объяснить широкий круг явлений, не прибегая к искусственным построениям и дополнительным гипотезам;

6.  Момент истинности и достоверности, то есть её предположения (посылки) должны опираться на некоторую совокупность достоверных знаний.

3. Виды научных гипотез

          Научные гипотезы подразделяют:

1.  По характеру зрелости гипотетических знаний:

a)  рабочие гипотезы (научные догадки). Они строятся для первоначальной систематизации фактов, внесения плановости и целеустремлённости в исследования. Оно часто меняются;

b)  научные гипотезы. Возникают на теоретическом уровне исследования или анализа, обладают большой степенью достоверности в объяснении известных явлений. [Входит в уровень теоретических вопросов.]

2.  По происхождению они связаны с аналогией, индукцией дедукцией и другими методами.

3.  По уровню знания:

a)  эмпирические научные гипотезы содержат в себе только термины наблюдения. Обобщают, как правило, некоторые черты явлений и возникают на основе индукции;

b)  теоретические. Содержат в своём составе теоретические термины или смешанные.

4.  По степени проникновения в сущность наблюдаемых явлений

a)  описательные, они фиксируют внешнее поведение систем;

b)  объяснительные – формулируют законы поведения систем, Вскрывают механизмы наблюдаемых явлений.

4. Функции гипотез

1.  Обобщает опыт, предпочтительно расширяет наличное эмпирическое знание (индуктивное обобщение и «эмпирические кривые»).

2.  Функция рабочих гипотез, то есть упрощённых допущений, позволяет перейти от идеальных объектов теории к опыту.

3.  Ориентировки в исследовании, придания ему направленного характера.

4.  Интерпретация (разъяснения) эмпирических данных или других научных гипотез.

5.  Защиты других научных гипотез от конкурирующих теорий или каких-нибудь противоречащих опытных данных.

          Таким образом, научная гипотеза–это неустранимый элемент науки и развитие знания в принципе не возможно без предположений, выходящих за рамки данного опыта.


Тема 10. Научный закон

Вопросы:

1.  Отношение, связь, закон

2.  Сущность и структура научного закона

3.  Типология научного закона (классификация)

1. Отношение, связь, закон

          Философским основанием понимания закона является концепция материального единства мира, позволяющая утверждать, что мир–не хаос, а системы материальных явлений, различной степени общности, которая находится в определённых связях и отношениях.

Отношения–это взаимозависимость явлений, при этом выделяют три вида отношений: изолированность, связь и взаимосвязь.

          Изолированность–это отношение при котором существование и изменение одного объекта, не обуславливает изменение и существование другого. Если наличие или изменение одного объекта является условием наличия другого, то говорят об отношении связи. Соответственно взаимообусловленность существования объектов определяет взаимосвязь.

          Взаимосвязь подчёркивает статику, момент устойчивого отношения. Динамику, изменчивость отражает категория взаимодействия.

          Взаимодействие–это такой вид связи объектов, который сопровождается процессами их взаимного воздействия, изменения и взаимоперехода. Если изменение систем носит циклический и количественный характер (без изменения качества), то можно говорить о связях функционирования.

          Качественные изменения систем свидетельствуют о связях развития. [Не путать развитие с прогрессом.]