Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 5

          Новые функции привели к необходимости создания искусственных языковых систем и научного языка в первую очередь. Многоаспектный и междисциплинарный характер в языко­вой проблематике привёл к необходимости выделения инвариантной общетеоретической ос­новы. Усилиями философов, математиков, логиков, кибернетиков, представителей гумани­тарных, технических и естественных наук в середине двадцатого столетия формируется общая теория знаковых систем (в том числе языков)–семиотика.

          Семиотика создаёт теории, исследует различные свойства, законы генезиса, устройство и происхождение любых знаковых систем, как средство мышления, познания и коммуника­ции, естественному и искусственному языку, логика информационных систем, управления и сигнализации, программ и алгоритмов машин, языков посредников, а также своеобразных языков изобразительного искусства, музыки, театра, кино.

          Семиотика, в свою очередь, представляется тремя уровнями проблем и разделов:

1.  Синтактика–изучает чисто структурные свойства знаковых систем, абстрагируясь от со­держательных характеристик. Предметами исследования являются: алфавит (множество упорядоченных знаков), различные способы объединения знаков в группы (предложения), формулы, правила преобразования одних знаковых систем в другие.

2.  Семантика–посвящена анализу смысла и значения знаков, понятий терминов, высказыва­ний суждений, записи текстов, формул и иных знаковых сочетаний.

3.  Прагматика–она исследует отношение знаков (знаковых систем) и потребителей на предмет выявления факторов оптимального строения языка, допустимой степени уплот­нения сообщений, адекватного восприятия и понимания текстов.

          Благодаря семиотике современный язык приобретает новое значение и более широкую трактовку. Язык–это система знаков любой физической природы, обеспечивающая функции мышления, познания и коммуникации (общения) в процессе человеческой деятельности. Ос­новной элемент этой системы–языковой знак.

2. Сущность и специфика знака (языкового)

          Человеку приходится познавать мир, находящийся в непрерывном движении, в котором одни предметы и процессы ушли в прошлое, другие ещё не возникли и возможны в будущем, а те, что существуют в настоящем или чувственно не воспринимаемы, или вообще не доступны к прямому оперированию. Во всех подобных случаях, когда необходимо получить знания и целесообразно им распорядиться, человеку нужно пользоваться определёнными предметами-заменителями реальных предметов, то есть знаками (символами–знаками особого рода).

          Знак–это материальный предмет (явление, вещь, свойство, отношение, и т. д.), высту­пающий в процессе познания и общения в качестве заместителя познаваемого предмета, ис­пользуемый для получения, фиксации, хранения, преобразования, передачи и использования знаний о нём.

          Для этих функций знак должен обладать рядом свойств:

1.  быть материальным,

2.  быть чувственно воспринимаемым для человеческих анализаторов,

3.  обозначать изучаемый предмет, его свойства, связи и отношения,

4.  не иметь обязательного с обозначаемым предметом //????

5.  быть технологичным (устойчивым, прочным, удобным в переработке, передаче и хране­нии[6]).

3. Типология (классификация) знаков и знаковых систем

          Достаточно условно различают неязыковые и языковые знаки.

1.  К неязыковым знакам относят:

a)  знаки-копи (иконические) воспроизводят некоторое сходство с обозначаемым (рисунок, фото, отпечатки, пиктографическая письменность и др.),

b)  знаки-признаки обозначают предметы и явления как причины и следствия (симптомы, приметы),

c)  знаки-символы обозначают некоторые отвлечённые, но значительного содержания предметы,

d)  знаки указатели и сигналы (дорожные знаки, указатели маршрута).

2.  Языковые знаки подразделяют на:

a)  знаки естественного языка (знаки национальных языков, отдельных слов, выраже­ний, предложений), состоящих из звуковых и графических знаков, соединённых пра­вилами грамматического смысла и употребления;

b)  знаки искусственного языка–

i)  знаки языков науки, то есть специальные графические символы, уплотняю­щие информацию (математика, физика, химия) и служащие средством получе­ния нового знания и общения учёных,

ii)  знаки формализованных языков, заменяющие как слова обычного языка, так и связи и отношения между ними, соединяются и преобразуются жёсткими логи­ческими правилами (формальная логика, математическая логика),

iii)  знаки кодовых систем (код–сборник условных сокращённых обозначений и предписаний).

4. Значение знака и понятие «понятия»

Рисунок 1 Семантический треугольник


          Не сходство объекта и его знака требует специального акта обозначения (Рис. 1).

          Без акта обозначения знака ещё нет, а сам материальный носитель иногда именуют значком (умножения, препинания). Установление значения знака идёт, как правило, двумя путями:

     а)  посредством естественного (лат: показного, очевидного) разъяснения значения знака, через указание на обозначаемый им объект:

    б)   при помощи других знаков или слов (вербальное определение–словесное), если лексика (словарный состав языка) достаточно велика.

          В результате акта обозначения знак приобретает значение. Значение знака–это инва­риант знания (информации) которое несёт знак. Значение знака, употребляемое в науке кон­кретизируется:

a)  предметное значение знака–это предмет или класс предметов, охватываемые знаком,

b)  смысловое значение знака–это знания о предметах, их свойствах, связях и отношениях, выделяющие предметы. В логической литературе первое именуется денотатом (лат: обо­значение), а второе–смыслом.

          Смысловое значение знаков в науке приобретает форму понятия.

          Понятие–это совокупность суждений, обобщённо отражающих исследуемые объекты, путём фиксации их существенных отличительных признаков.

          Научный термин в конкретном рассуждении должен иметь один смысл.