Новые функции привели к необходимости создания искусственных языковых систем и научного языка в первую очередь. Многоаспектный и междисциплинарный характер в языковой проблематике привёл к необходимости выделения инвариантной общетеоретической основы. Усилиями философов, математиков, логиков, кибернетиков, представителей гуманитарных, технических и естественных наук в середине двадцатого столетия формируется общая теория знаковых систем (в том числе языков)–семиотика.
Семиотика создаёт теории, исследует различные свойства, законы генезиса, устройство и происхождение любых знаковых систем, как средство мышления, познания и коммуникации, естественному и искусственному языку, логика информационных систем, управления и сигнализации, программ и алгоритмов машин, языков посредников, а также своеобразных языков изобразительного искусства, музыки, театра, кино.
Семиотика, в свою очередь, представляется тремя уровнями проблем и разделов:
1. Синтактика–изучает чисто структурные свойства знаковых систем, абстрагируясь от содержательных характеристик. Предметами исследования являются: алфавит (множество упорядоченных знаков), различные способы объединения знаков в группы (предложения), формулы, правила преобразования одних знаковых систем в другие.
2. Семантика–посвящена анализу смысла и значения знаков, понятий терминов, высказываний суждений, записи текстов, формул и иных знаковых сочетаний.
3. Прагматика–она исследует отношение знаков (знаковых систем) и потребителей на предмет выявления факторов оптимального строения языка, допустимой степени уплотнения сообщений, адекватного восприятия и понимания текстов.
Благодаря семиотике современный язык приобретает новое значение и более широкую трактовку. Язык–это система знаков любой физической природы, обеспечивающая функции мышления, познания и коммуникации (общения) в процессе человеческой деятельности. Основной элемент этой системы–языковой знак.
Человеку приходится познавать мир, находящийся в непрерывном движении, в котором одни предметы и процессы ушли в прошлое, другие ещё не возникли и возможны в будущем, а те, что существуют в настоящем или чувственно не воспринимаемы, или вообще не доступны к прямому оперированию. Во всех подобных случаях, когда необходимо получить знания и целесообразно им распорядиться, человеку нужно пользоваться определёнными предметами-заменителями реальных предметов, то есть знаками (символами–знаками особого рода).
Знак–это материальный предмет (явление, вещь, свойство, отношение, и т. д.), выступающий в процессе познания и общения в качестве заместителя познаваемого предмета, используемый для получения, фиксации, хранения, преобразования, передачи и использования знаний о нём.
Для этих функций знак должен обладать рядом свойств:
1. быть материальным,
2. быть чувственно воспринимаемым для человеческих анализаторов,
3. обозначать изучаемый предмет, его свойства, связи и отношения,
4. не иметь обязательного с обозначаемым предметом //????
5. быть технологичным (устойчивым, прочным, удобным в переработке, передаче и хранении[6]).
Достаточно условно различают неязыковые и языковые знаки.
1. К неязыковым знакам относят:
a) знаки-копи (иконические) воспроизводят некоторое сходство с обозначаемым (рисунок, фото, отпечатки, пиктографическая письменность и др.),
b) знаки-признаки обозначают предметы и явления как причины и следствия (симптомы, приметы),
c) знаки-символы обозначают некоторые отвлечённые, но значительного содержания предметы,
d) знаки указатели и сигналы (дорожные знаки, указатели маршрута).
2. Языковые знаки подразделяют на:
a) знаки естественного языка (знаки национальных языков, отдельных слов, выражений, предложений), состоящих из звуковых и графических знаков, соединённых правилами грамматического смысла и употребления;
b) знаки искусственного языка–
i) знаки языков науки, то есть специальные графические символы, уплотняющие информацию (математика, физика, химия) и служащие средством получения нового знания и общения учёных,
ii) знаки формализованных языков, заменяющие как слова обычного языка, так и связи и отношения между ними, соединяются и преобразуются жёсткими логическими правилами (формальная логика, математическая логика),
iii) знаки кодовых систем (код–сборник условных сокращённых обозначений и предписаний).
Рисунок 1 Семантический треугольник |
Не сходство объекта и его знака требует специального акта обозначения (Рис. 1).
Без акта обозначения знака ещё нет, а сам материальный носитель иногда именуют значком (умножения, препинания). Установление значения знака идёт, как правило, двумя путями:
а) посредством естественного (лат: показного, очевидного) разъяснения значения знака, через указание на обозначаемый им объект:
б) при помощи других знаков или слов (вербальное определение–словесное), если лексика (словарный состав языка) достаточно велика.
В результате акта обозначения знак приобретает значение. Значение знака–это инвариант знания (информации) которое несёт знак. Значение знака, употребляемое в науке конкретизируется:
a) предметное значение знака–это предмет или класс предметов, охватываемые знаком,
b) смысловое значение знака–это знания о предметах, их свойствах, связях и отношениях, выделяющие предметы. В логической литературе первое именуется денотатом (лат: обозначение), а второе–смыслом.
Смысловое значение знаков в науке приобретает форму понятия.
Понятие–это совокупность суждений, обобщённо отражающих исследуемые объекты, путём фиксации их существенных отличительных признаков.
Научный термин в конкретном рассуждении должен иметь один смысл.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.