Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 2

          Науковедение–это самостоятельная отрасль и комплекс дисциплин в качестве объекта изучаемых науку как сложное социальное явление, её отдельные «блоки», фрагменты, сто­роны, закономерные связи и отношения. Структура науковедения также находится в стадии формирования. Здесь пока ещё нет достаточно полной предметной номенклатуры, то есть науковедение остаётся открытой, развивающейся системой. Дисциплинарные границы ком­понентов науковедения нередко подвижны и вызывают споры. (Рождение новых наук.)

          Несмотря на достаточную зрелость отдельных фрагментов науковедения в его струк­туре выделяют следующие дисциплины:

  1.  Философия науки анализирует предельно общие мировоззренческие и методологи­ческие проблемы научного познания, научной деятельности и знания в антологиче­ском (бытийном), гносеологическом (познавательном), логическом, праксиологиче­ском и аксиологическом (ценностном) отношениях.

  2.  Общая теория науки (основы науковедения).

  3.  Язык науки.

  4.  История науки.

  5.  Социология науки.

  6.  Психология науки.

  7.  Этика науки.

  8.  Информология науки.

  9.  Теория научного исследования.

  10.  Теория научного творчества

  11.  Эстетика научной деятельности.

  12.  Организация науки.

  13.  Моделирование науки.

  14.  Наукометрия.

  15.  Научный потенциал.

  16.  Прогнозирование науки.

  17.  Экономика науки.

  18.  Научное право.

  19.  Научная политика.

  20.  Классификация наук.

          Теоретико-методологической основой этого комплекса дисциплин, объединяющей науковедение в единое целое является общая теория науки.

3. Общая теория науки

          Развитие предметно- профессионального разделения в научной деятельности и углуб­ление процессов дифференциации, рост количества информации в науковедении породили ряд проблем:

-  в ориентировке и выборе главных целей,

-  в межпредметном языковом общении[1]

-  в организации и уплотнении науковедческого знания,

-  в выявлении общих закономерностей,

и так далее. Иными словами, появились такие специфические и общие проблемы, которые не входят в предметы существующих науковедческих дисциплин, но решение которых им крайне необходимо.

          Эти затруднения, естественно, вызвали противоположную тенденцию, то есть стрем­ление интеграции науковедения и поиску соответствующих связующих механизмов. Такой формой воплощения цементирующего начала выступает формирующаяся дисциплина - Общая Теория Науки (ОТН).

          Следует заметить, что сложной формой интеграции науки, как правило, проходят этапы научных конгломератов, комплексов наук, систем наук со своими общими теориями. Например, общая теория систем, общая теория информации, общая теория знаковой деятель­ности (семиотика), общая теория управления (кибернетика), общая теория экономических процессов (политическая экономия), и т. д.

          Что понимать под термином общая теория?

          Специальные исследования сложных форм интеграции науки показывают, что общая теория–это, прежде всего, система знаний, обладающих всеми необходимыми признаками, присущими всякой теории вообще.

          Специфику общих теорий составляет их междисциплинарный характер, со всей много­сложностью отношений между частными теориями. Поэтому, и научная дисциплина, берущая на себя познавательные и интегрирующие функции, также именуется общей теорией. Что же касается содержания понятия «общая», то оно относительно и  зависит от сложности объекта познания, разнообразия предметных областей, характера связи между частными теориями, уровня обобщения знаний.

          Специфика и содержание решаемых проблем - это основа предмета науки. [Нет про­блемы - нет науки.]

          В отличие от всего комплекса науковедческих дисциплин общая теория науки изучает не отдельные стороны науки (история, экономика, и др.), а науку в целом, как систему и её отдельные «блоки», поэтому, важнейшая исходная проблема общей теории науки выражается с вопроса: «Что такое наука?»

//     система

//         строения

//  законы функционирования

//         развития

//         ...

          Путём длительных исследований выяснили, что целостную науку следует представить в трёх подсистемах, определённых понятиями:

I.  Наука–это система исторически развивающегося достоверного (истинного) знания, отражающего реальность в знаковых формах,

II. Наука–это система специфической социальной деятельности профессионально подготовленных субъектов (учёных и коллективов), направленной на получение на­учного знания средствами особой методологии,

III.Наука–это система организационных форм (научных учреждений и норм)  объеди­няющих и регулирующих научную деятельность.

          Три абстрактных в виде понятий научного знания, научной деятельности и её методо­логии, и научная организация во взаимосвязи составляют теоретическую модель (схему) или концептуальную основу общей теории науки. Исследуя внутренние и внешние свойства и связи абстрактных объектов, общая теория науки постепенно формирует общетеоретическое знание науки в целом и её крупных составляющих (опираясь на теоретические и эмпириче­ские результаты). Таким образом,

          Общая теория науки–это базовая дисциплина науковедения, его мировоззренческая и теоретико-методологическая основа, которая призвана вскрыть и отразить в единой концеп­ции общие законы строения, функционирования и развития науки. [Это объект.]

          В качестве конкретных предметов исследования общей теории науки можно выделить:

1)  в системе научного знания–само научное знание, язык науки, предмет науки, науч­ный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная идея, научный закон, науч­ная теория;