2. Техника: сущность и структура
3. Общие понятия технологии
4. Технологическая форма движения материи
5. Теоретическая модель всеобщей технологии
6. Технологическая революция: понятия и основные этапы
(см. Техническое творчество: теория, методология, практика. 1995)
1. Сущность и содержание социальной сферы
2. Социальная структура общества
3. Возникновение и становление социально-классовой структуры общества
1. Сущность и содержание политической сферы
2. Политическая система (орган) общества
3. Государство
“СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.”
ТЕМА №1. ИСТОРИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.
1 ВОПРОС. Истоки социальной философии.
2 ВОПРОС. Формирование предмета социальной философии.
3 ВОПРОС. Западная социальная философия 20-го века.
“1”.
Определенные воззрения на общество существовали с далекой древности:
* Античная эпоха (6в. до н. э. - 5 в. н.э. Демокрит, Платон, Аристотель, Лукреций). Ключом к пониманию общества виделось государство, а также “естественное” неравенство людей, данное богами. Этими словами общество растворялось в государстве и сводилось к государству.
* Средневековье (5 в. н.э. падение Рима - 14 в. н.э., Августин Аквитский). Считалось, что судьбы людей и народов не зависят от них самих, а определены богом. Однако появление христианства (христа) стало первой временной координатой исторического отсчета.
* Новое время (17в., становление эксперементально-математического значения, научная революция и просвещение нач. 18в.). В этот период первым поставил под сомнение политикоцентрическую теорию общества Томас Гоббс. Он утверждал, что государство - “искусственное тело”, не божественное, а человеческое установление и возникло оно на основе общественного договора, для обеспечения мира и ограждения безопасности, т.е. он показал, что даже истоки государства коренятся в других областях общественной жизни и тем самым открыл новый методологический путь познания общества.
После Гоббса усиливается изучение отдельных сторон общества, исследуется социальное неравенство людей, противоречие частной собственности и эксплуатации (Монтескье, Руссо). Однако решающая роль в их решении проблем отводится политическому фактору.
Французские материалисты 18 века (Дигро, Гольбах, Гельвеций). Уже считали людей продуктом социальной среды, но последнюю - функцией законодательства политического устройства. Акцентирую внимание на политэкономии А. Смитта. Недооценили его вклад в социальную философию, а между тем его исследования труда (мотивы, разделение, производительности ) и экономических законов сыграли важную роль в понимании философских основ экономики общества.
Социалисты утописты (Оуэн, Сенсимон, Фурье) обращали особое внимание на развитие промышленности («индустрии»), связывая ее с имущественными отношениями, однако само развитие промышленности ставили в прямую зависимость от развития знания. Однако Сенсимон сделал первый шаг на пути рассмотрения общественных явлений, как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма, который поступательно прогрессирует от низших форм к более высоким стадиям.
Русские революционеры демократы (Белинский, Чернышевский , Добролюбов) придавали большое значение материальным условиям жизни людей, но решающую роль отводили науке и просвещению, признавали правомерность борьбы против отживших общественных порядков в интересах народных масс.
Одновременно с отмеченными процессами, в предметной области социальной философии, выделяется философия истории. Наиболее значимые идеи здесь принадлежат Д. Вика (17 век). Он выдвинул идею объективного характера исторического процесса и теорию исторического круговорота в соответствии с которой развитие всех наций идет по циклам состоящим из трех эпох:
n божественной - религиозной;
n героической - возрождение;
n человеческой.
Критикуя библейско - христианскую теорию развития общества Вольтер вводит термин « Философия истории» в основе которой лежит набросок картин и идей прогрессивного развития общества независимо от бога. Более конкретно предметную область философии истории определил Гербер. Он показал общее течение человеческой истории и ее устремление к более зрелым и прогрессивным формам.
Таким образом многовековая тенденция развития социально - философской мысли до 19 века постепенно приводит к накоплению фактов, догадок, идей, которые в целом фиксируют проблемное поле. Вцентре внимания остается государство поглощающее общество. Философский образ общества пока не представлен целостно, его движение определяется как правило идеальными мотивами (великими личностями политиков, правом, наукой, образованием и другими субъективными факторами), за которыми скрыта материально - причинная основа. Однако количественное накопление исторических знаний дает возможность перейти к выявлению качественной определенности социальной философии.
Формирование предмета социальной философии.
Общий прогресс философии и развившееся социально - философское знание к 20 - 40-м годам 19 века приводит к выделению и «отпочкованию» теоретико - философских проблем строения, развития и функционирования общества. Решающие шаги в этом направлении сделали выдающиеся философы Гегель, Маркс, Энгельс, Кант, Спенсер.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.