Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 22

2.  Техника: сущность и структура

3.  Общие понятия технологии

4.  Технологическая форма движения материи

5.  Теоретическая модель всеобщей технологии

6.  Технологическая революция: понятия и основные этапы

(см. Техническое творчество: теория, методология, практика. 1995)

Тема 6. Социальная сфера жизни общества

Вопросы:

1.  Сущность и содержание социальной сферы

2.  Социальная структура общества

3.  Возникновение и становление социально-классовой структуры общества

1. Сущность и содержание социальной сферы

2. Социальная структура общества

3. Возникновение и становление социально-классовой структуры общества

Тема 7. Политическая сфера жизни общества

Вопросы:

1.  Сущность и содержание политической сферы

2.  Политическая система (орган) общества

3.  Государство

1. Сущность и содержание политической сферы

2. Политическая система (орган) общества

3. Государство

“СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.”

ТЕМА №1. ИСТОРИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.

1 ВОПРОС. Истоки социальной философии.

2 ВОПРОС. Формирование предмета социальной философии.

3 ВОПРОС. Западная социальная философия 20-го века.

                                                     “1”.

Определенные воззрения на общество существовали с далекой древности:

* Античная эпоха (6в. до н. э. - 5 в. н.э. Демокрит, Платон, Аристотель, Лукреций). Ключом к пониманию общества виделось государство, а также “естественное” неравенство людей, данное богами. Этими словами общество растворялось в государстве и сводилось к государству.

* Средневековье (5 в. н.э.          падение Рима - 14 в. н.э., Августин Аквитский). Считалось, что судьбы людей и народов не зависят от них самих, а определены богом. Однако появление христианства (христа) стало первой временной координатой исторического отсчета.

* Новое время (17в., становление эксперементально-математического значения, научная революция и просвещение нач. 18в.). В этот период первым поставил под сомнение политикоцентрическую теорию общества Томас Гоббс. Он утверждал, что государство - “искусственное тело”, не божественное, а человеческое установление и возникло оно на основе общественного договора, для обеспечения мира и ограждения безопасности, т.е. он показал, что даже истоки государства коренятся в других областях общественной жизни и тем самым открыл новый методологический путь познания общества.

После Гоббса усиливается изучение отдельных сторон общества, исследуется социальное неравенство людей, противоречие частной собственности и эксплуатации (Монтескье, Руссо). Однако решающая роль в их решении проблем отводится политическому фактору.

Французские материалисты 18 века (Дигро, Гольбах, Гельвеций). Уже считали людей продуктом социальной среды, но последнюю - функцией законодательства политического устройства. Акцентирую внимание на политэкономии А. Смитта. Недооценили его вклад в социальную философию, а между тем его исследования  труда (мотивы, разделение, производительности ) и экономических законов сыграли важную роль в понимании философских основ экономики общества.

Социалисты утописты (Оуэн, Сенсимон, Фурье) обращали особое внимание на развитие промышленности («индустрии»), связывая ее с имущественными отношениями, однако само развитие промышленности ставили в прямую зависимость от развития знания. Однако Сенсимон сделал первый шаг на пути рассмотрения общественных явлений, как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма, который поступательно прогрессирует от низших форм к более высоким стадиям.

Русские революционеры демократы (Белинский, Чернышевский , Добролюбов) придавали большое значение материальным условиям жизни людей, но решающую роль отводили науке и просвещению, признавали правомерность борьбы против отживших общественных порядков  в интересах народных масс.

Одновременно с отмеченными процессами, в предметной области социальной философии, выделяется философия истории. Наиболее значимые идеи здесь принадлежат Д. Вика (17 век). Он выдвинул идею объективного характера исторического процесса и теорию исторического круговорота в соответствии с которой развитие всех наций идет по циклам состоящим из трех эпох:

n божественной - религиозной;

n героической - возрождение;

n человеческой.

Критикуя библейско - христианскую теорию развития общества Вольтер вводит термин « Философия истории» в основе которой лежит набросок картин и идей прогрессивного развития общества независимо от бога. Более конкретно предметную область философии истории определил Гербер. Он показал общее течение человеческой истории и ее устремление к более зрелым и прогрессивным формам.

Таким образом многовековая тенденция развития социально -  философской мысли до 19 века постепенно приводит к накоплению фактов, догадок, идей, которые в целом фиксируют проблемное поле. Вцентре внимания остается государство поглощающее общество. Философский образ общества пока не представлен целостно, его движение определяется как правило идеальными мотивами (великими личностями политиков, правом, наукой, образованием и другими субъективными факторами), за которыми скрыта материально - причинная основа. Однако количественное накопление исторических знаний дает возможность перейти к выявлению качественной определенности социальной философии.

Формирование предмета социальной философии.

Общий прогресс философии и развившееся социально - философское знание к 20 - 40-м годам 19 века приводит к выделению и «отпочкованию» теоретико - философских проблем строения, развития и  функционирования общества. Решающие шаги в этом направлении сделали выдающиеся философы Гегель, Маркс, Энгельс, Кант, Спенсер.