Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 4

          С появлением теоретического знания, стали оперировать абстрактными объектами вместо реальных, без непосредственного обращения к опыту.

          Теоретические доказательства (дедукционные, аксиоматические) выступают в виде це­почки операций или приёмов в которых ... заключение выводится по правилам из принципов, аксиом и теорем. Последнее заключение и является доказательством некоторого тезиса. Дальнейшая формализация доказательств, отвлекаясь от конкретного содержания, при­обретает вид формул определённого символического языка или исчисления.

          Некоторые формулы выбираются в качестве исходных или аксиоматических, из которых (формул) по определённым правилам получают формальные доказательства.

2) Описание–это результат наблюдения и эксперимента, включающий в себя фик­сирование состава, свойств, отношений, связей и т. д., исследуемого объекта, посредством ес­тественного или искусственного языков. Описать–значит перечислить признаки, достаточно раскрывающие объект.

          Требования к описанию:

-  целенаправленность и объективность,

-  упорядоченность и систематизируемость,

-  простота и ясность,

-  отсутствие расплывчатости и аморфности,

-  стремление к полному описанию объекта минимальным числом признаков.

          Объяснение определяется как раскрытие связи между некоторыми явлениями, собы­тиями, фактами и законами. [Посредством более общих законов.]

          В научном исследовании предстоит выявить лежащие в его основании сущности. Сущ­ность раскрывается через построение теории. Теоретические положения (гипотезы, законы, принципы) выступают здесь в качестве объясняющих положений по отношению к эмпириче­ским фактам и эмпирическим зависимостям, фиксирующим данное явление.

          Теоретические положения непосредственно формулируются относительно абстракт­ных объектов, образующих основание теории. Эмпирические выводы описывают наблюдае­мые объекты и явления, поэтому объяснения часто представляют  как установление связи ме­жду непосредственно наблюдаемыми (эмпирическими) объектами и непосредственно нена­блюдаемыми (абстрактными, теоретическими) объектами, которые, как правило, сложны в структурном отношении.

          Резюме (краткое): Объяснить явление,–значит, создать его теорию или его под из­вестные законы и теории, то есть вскрыть его сущность.

3)  Систематизация знаний (построение и организация).

          В качестве компонентов организованного научного знания выступают: научные поня­тия и научные категории (научного языка), научные факты, научные проблемы, научные гипо­тезы, научные идеи, научные постулаты (аксиомы), научные законы и принципы. Построение и организация научного знания подчиняется логическим критериям научности, непротиворе­чивости, полноты, форма, кроме того, существуют эксталогические и неэмпирические кри­терии науки (простоты, красоты, эвристичности, самосогласованности, и др.). Высшая форма организации научного знания–это  теория, система теорий, общие теории или метатеории.

4. Эмпирическое и теоретическое знание

          Выделяют два уровня научного знания и соответствующие им два этапа (уровня) науч­ного познания–это эмпирический (опытный) и теоретический. Совокупность исследователь­ских процедур реализующих эти уровни знания соответственно подразделяют на эмпириче­ские и теоретические этапы научного исследования. Эти два уровня знания (и этапа исследо­вания) различаются:

1.  по гносеологической направленности: на эмпирическом уровне познания и знания–ориентированы на явления и их внешнюю связь, на теоретическом–на раскрытие при­чин и сущности явлений,

2.  по главным познавательным функциям (задачам): на эмпирическом этапе–на опи­сание явлений, на теоретическом–на объяснение;

3.  по формам знания: на эмпирическом–ориентированы на научный факт и совокуп­ность эмпирических обобщений, на теоретическом–на законы, принципы и научные теории, где раскрывается суть явления;

4.  по методам: на эмпирическом–на наблюдения, эксперимент, измерения, индуктив­ные обобщения; на теоретическом–на общелогические методы (анализ, синтез, идеали­зация, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза);

5.  по познавательным способностям: на эмпирическом–преобладают чувствительные способности, которые проявляются в ощущениях, восприятии и представлениях, на теоретическом–рациональны (разумны), которые опираются на понятия (понятийное мышление), суждения и умозаключения. Они взаимосвязаны. Так в наблюдениях мы опираемся на чувственные способности, но одновременно, результат фиксируем в по­нятиях (в языковой форме). И наоборот, на теоретическом этапе используем абстракт­ные понятия, но и опираемся на представления и наглядные образы.


Тема 4. Язык науки

Вопросы:

1.  Язык и наука

2.  Сущность и специфика знака (языкового)

3.  Типология (классификация) знаков и знаковых систем

4.  Значение знака и понятие «понятия»

5.  Определение «понятий»

6.  Научные функции естественного языка

7.  Специфика языка науки

1. Язык и наука

          Наши психические образы носят идеальный характер. Чтобы стать достоянием сообще­ства эти образы должны быть материализованы в тех формах, которые доступны человеческим рецепторам. Такой универсальной формой выражения образов становятся разнообразные ес­тественные и искусственные языки. Наш естественный (разговорный) язык непрост. Его сложность косвенно отражают науки, такие как языкознание (лингвистика), морфология, синтаксис, лексикология, фонетика, стилистика, логика, гносеология, лексикология, психология, этно­графия и прочие. Проблематичность построения и использования языка растёт в ситуации, ко­гда осуществляется переход на уровень научного познания, где язык становится инструментом мышления, а также средством выражения, фиксации, переработки, передачи и хранения науч­ного знания.