С появлением теоретического знания, стали оперировать абстрактными объектами вместо реальных, без непосредственного обращения к опыту.
Теоретические доказательства (дедукционные, аксиоматические) выступают в виде цепочки операций или приёмов в которых ... заключение выводится по правилам из принципов, аксиом и теорем. Последнее заключение и является доказательством некоторого тезиса. Дальнейшая формализация доказательств, отвлекаясь от конкретного содержания, приобретает вид формул определённого символического языка или исчисления.
Некоторые формулы выбираются в качестве исходных или аксиоматических, из которых (формул) по определённым правилам получают формальные доказательства.
2) Описание–это результат наблюдения и эксперимента, включающий в себя фиксирование состава, свойств, отношений, связей и т. д., исследуемого объекта, посредством естественного или искусственного языков. Описать–значит перечислить признаки, достаточно раскрывающие объект.
Требования к описанию:
- целенаправленность и объективность,
- упорядоченность и систематизируемость,
- простота и ясность,
- отсутствие расплывчатости и аморфности,
- стремление к полному описанию объекта минимальным числом признаков.
Объяснение определяется как раскрытие связи между некоторыми явлениями, событиями, фактами и законами. [Посредством более общих законов.]
В научном исследовании предстоит выявить лежащие в его основании сущности. Сущность раскрывается через построение теории. Теоретические положения (гипотезы, законы, принципы) выступают здесь в качестве объясняющих положений по отношению к эмпирическим фактам и эмпирическим зависимостям, фиксирующим данное явление.
Теоретические положения непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов, образующих основание теории. Эмпирические выводы описывают наблюдаемые объекты и явления, поэтому объяснения часто представляют как установление связи между непосредственно наблюдаемыми (эмпирическими) объектами и непосредственно ненаблюдаемыми (абстрактными, теоретическими) объектами, которые, как правило, сложны в структурном отношении.
Резюме (краткое): Объяснить явление,–значит, создать его теорию или его под известные законы и теории, то есть вскрыть его сущность.
3) Систематизация знаний (построение и организация).
В качестве компонентов организованного научного знания выступают: научные понятия и научные категории (научного языка), научные факты, научные проблемы, научные гипотезы, научные идеи, научные постулаты (аксиомы), научные законы и принципы. Построение и организация научного знания подчиняется логическим критериям научности, непротиворечивости, полноты, форма, кроме того, существуют эксталогические и неэмпирические критерии науки (простоты, красоты, эвристичности, самосогласованности, и др.). Высшая форма организации научного знания–это теория, система теорий, общие теории или метатеории.
Выделяют два уровня научного знания и соответствующие им два этапа (уровня) научного познания–это эмпирический (опытный) и теоретический. Совокупность исследовательских процедур реализующих эти уровни знания соответственно подразделяют на эмпирические и теоретические этапы научного исследования. Эти два уровня знания (и этапа исследования) различаются:
1. по гносеологической направленности: на эмпирическом уровне познания и знания–ориентированы на явления и их внешнюю связь, на теоретическом–на раскрытие причин и сущности явлений,
2. по главным познавательным функциям (задачам): на эмпирическом этапе–на описание явлений, на теоретическом–на объяснение;
3. по формам знания: на эмпирическом–ориентированы на научный факт и совокупность эмпирических обобщений, на теоретическом–на законы, принципы и научные теории, где раскрывается суть явления;
4. по методам: на эмпирическом–на наблюдения, эксперимент, измерения, индуктивные обобщения; на теоретическом–на общелогические методы (анализ, синтез, идеализация, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза);
5. по познавательным способностям: на эмпирическом–преобладают чувствительные способности, которые проявляются в ощущениях, восприятии и представлениях, на теоретическом–рациональны (разумны), которые опираются на понятия (понятийное мышление), суждения и умозаключения. Они взаимосвязаны. Так в наблюдениях мы опираемся на чувственные способности, но одновременно, результат фиксируем в понятиях (в языковой форме). И наоборот, на теоретическом этапе используем абстрактные понятия, но и опираемся на представления и наглядные образы.
1. Язык и наука
2. Сущность и специфика знака (языкового)
3. Типология (классификация) знаков и знаковых систем
4. Значение знака и понятие «понятия»
5. Определение «понятий»
6. Научные функции естественного языка
7. Специфика языка науки
Наши психические образы носят идеальный характер. Чтобы стать достоянием сообщества эти образы должны быть материализованы в тех формах, которые доступны человеческим рецепторам. Такой универсальной формой выражения образов становятся разнообразные естественные и искусственные языки. Наш естественный (разговорный) язык непрост. Его сложность косвенно отражают науки, такие как языкознание (лингвистика), морфология, синтаксис, лексикология, фонетика, стилистика, логика, гносеология, лексикология, психология, этнография и прочие. Проблематичность построения и использования языка растёт в ситуации, когда осуществляется переход на уровень научного познания, где язык становится инструментом мышления, а также средством выражения, фиксации, переработки, передачи и хранения научного знания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.