Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 13

Оценочные - связаны с оценкой, обоснованием и сравнением эмпирических данных, технических средств и приемов исследования, конкурирующих гипотез, в выборе и обосновании законов и теорий и т. д., и даже, с оценкой самой проблемы, как осмысленной, правильно построенной и корректной.


Тема 8. Научная идея

1.  Понятие и виды научной идеи.

2.  Научная идея, как форма знания.

3.  Структура научной идеи.

4.  Формы выражения и существования научной идеи.

1. Понятие и виды научной идеи

Идея - (греч. вид, род, образ, способ) - это форма отражения и постижения в мысли сущности явлений объективной реальности, осознание перспективы их дальнейшего познания и практического преобразования. Для правильного понимания «идеи» целесообразно учесть следующие положения:

1.  Идея представляет собой результат отражения определенных сфер действительности.

2.  Идея имеет опытное происхождение, но и не является простой констатацией данных опытов. В ней заложены такие мысли, которые выходят за пределы фактов и расширяют перспективы отражения и преобразования мира.

3.  Как результат отражения мира идея представляет собой форму знания, которая в сжатой и абстрактной форме, выражающей идеал современного познания и преобразование предметов и явлений. Идея представляет собой высшую исходную клеточку современного знания, которое затем развивается и воплощается в конкретных формах знания и предметах.

Наиболее значимы три вида:

1.  Практическая (техническая, технологическая) в ней преобладают операциональные моменты, которые в свернутом виде дают наиболее общее представление о преобразовании предмета в продукт.

2.  Художественная (эстетическая) идея, которая обобщенно отражает мир и его объекты с чувственно эмоциональной стороны и реализуется в художественных образах различных видов искусств.

3.  В зависимости от формы общественного сознания выделяют и другие виды идей (философские, политические, правовые, морально-этические).

4.  Научные идеи.

2. Научная идея, как форма знания

          Научная идея созревает и формируется на определенной стадии развития знания, эта стадия характеризуется накоплением большого количества фактов, открытием некоторых частных закономерностей, формированием соответствующих абстракций, понятий и т.д.

          Однако наука пока еще не в состоянии разобраться во всей сложности разнообразия накопленного материала. С технической стороны. Идея возникает, как некоторый эвристический синтез знания, в котором проблема решается не логическим, а интуитивным путем, минуя известные переборы вариантов решений общей задачи известными в науке познания методами.

          Идея, интуитивно объясняющая объект или явление, обобщенно синтезирует в себе:

a)  некоторый основополагающий научный принцип, на котором формируется все наличное знание.

b)  открытые частные законы и отношения явлений, которые выражаются неизвестной ранее закономерностью, отражающей тенденции развития объекта или явления.

И a) и b) включают в себя не только элементы достоверного знания, но и гипотетического, предположительного, благодаря чему научная идея дает возможность обобщенно выразить основную сущность объекта и выйти исследователю в сферы непознанного.

          Изложенное позволяет дать вариант следующего определения научной идеи.

Научная идея - это абстрактно выраженная языком данной науки форма научного знания эвристически целостно объясняющего сущность объекта на уровне основного принципа и общей закономерности.

3. Структура научной идеи

Структура научной идеи включает в себя и формируется взаимосвязью трёх элементов:

1.  Идеальный (идеализированный) объект–это мысленная познавательная конструкция, отражающая исследуемый объект путём идеализации. Процесс идеализации характеризуется отличием от многих свойств отношений, признаков реальных объектов, и введением в содержание понятий таких признаков, которые в принципе и не существуют в реальности (точка, идеальный газ...).

Так биологический вид–это понятие, отражающее совокупность популяций любых особей, обладающих рядом признаков (способность к скрещиванию, морфологическая общность и др.).

Образовав с помощью идеализации понятия об объекте, в дальнейшем им теоретически оперируют как с реально существующим, строят абстрактные схемы реальных объектов и процессов.

2.  Научный принцип («начало, основа»–лат.)–это то, что находится в основе некоторой совокупности фактов или знаний. Под принципом можно понимать вообще любое основание, из которого надо исходить и руководствоваться в процессе познания.

Так в идее Периодической системы химических элементов Менделеев формирует научный принцип следующим образом: «Физические и химические свойства элементов, проявляющиеся в свойствах простых и сложных тел  или образуемыми их веществ, стоят в периодической зависимости от их атомного веса.

В идее эволюционного развития Дарвина лежит принцип естественного отбора.

3.  Научная закономерность.

Если закон отражает существенные необходимые и повторяющиеся связи и отношения между предметами и явлениями реального мира, то закономерность допускает действие случайности. Поэтому закономерность проявляется как тенденция, где действуют и законы, и случайные отклонения. Иными словами, научная идея не описывает все законы (это задача теории), а указывает на основную тенденцию (закономерность).

Пример: Идея эволюционного развития видов[8] через идею[9] естественного отбора формирует закономерность:

a)  избыточное потомство

b)  борьба за выживание

c)  выживание приспособленных

d)  наследственность признаков

Идея периодичности элементов и принцип периодичности отражает не только основную закономерность, но и закон: «Свойства элементов находятся в периодической зависимости от заряда их атомных ядер, а заряд равен атомному номеру элемента в системе.»

[Весь эмпирический материал привески к идеализированному объекту.]

4. Формы выражения и существования научной идеи.

          Идея в процессе своего развития приобретает разные формы: