Оценочные - связаны с оценкой, обоснованием и сравнением эмпирических данных, технических средств и приемов исследования, конкурирующих гипотез, в выборе и обосновании законов и теорий и т. д., и даже, с оценкой самой проблемы, как осмысленной, правильно построенной и корректной.
1. Понятие и виды научной идеи.
2. Научная идея, как форма знания.
3. Структура научной идеи.
4. Формы выражения и существования научной идеи.
Идея - (греч. вид, род, образ, способ) - это форма отражения и постижения в мысли сущности явлений объективной реальности, осознание перспективы их дальнейшего познания и практического преобразования. Для правильного понимания «идеи» целесообразно учесть следующие положения:
1. Идея представляет собой результат отражения определенных сфер действительности.
2. Идея имеет опытное происхождение, но и не является простой констатацией данных опытов. В ней заложены такие мысли, которые выходят за пределы фактов и расширяют перспективы отражения и преобразования мира.
3. Как результат отражения мира идея представляет собой форму знания, которая в сжатой и абстрактной форме, выражающей идеал современного познания и преобразование предметов и явлений. Идея представляет собой высшую исходную клеточку современного знания, которое затем развивается и воплощается в конкретных формах знания и предметах.
Наиболее значимы три вида:
1. Практическая (техническая, технологическая) в ней преобладают операциональные моменты, которые в свернутом виде дают наиболее общее представление о преобразовании предмета в продукт.
2. Художественная (эстетическая) идея, которая обобщенно отражает мир и его объекты с чувственно эмоциональной стороны и реализуется в художественных образах различных видов искусств.
3. В зависимости от формы общественного сознания выделяют и другие виды идей (философские, политические, правовые, морально-этические).
4. Научные идеи.
Научная идея созревает и формируется на определенной стадии развития знания, эта стадия характеризуется накоплением большого количества фактов, открытием некоторых частных закономерностей, формированием соответствующих абстракций, понятий и т.д.
Однако наука пока еще не в состоянии разобраться во всей сложности разнообразия накопленного материала. С технической стороны. Идея возникает, как некоторый эвристический синтез знания, в котором проблема решается не логическим, а интуитивным путем, минуя известные переборы вариантов решений общей задачи известными в науке познания методами.
Идея, интуитивно объясняющая объект или явление, обобщенно синтезирует в себе:
a) некоторый основополагающий научный принцип, на котором формируется все наличное знание.
b) открытые частные законы и отношения явлений, которые выражаются неизвестной ранее закономерностью, отражающей тенденции развития объекта или явления.
И a) и b) включают в себя не только элементы достоверного знания, но и гипотетического, предположительного, благодаря чему научная идея дает возможность обобщенно выразить основную сущность объекта и выйти исследователю в сферы непознанного.
Изложенное позволяет дать вариант следующего определения научной идеи.
Научная идея - это абстрактно выраженная языком данной науки форма научного знания эвристически целостно объясняющего сущность объекта на уровне основного принципа и общей закономерности.
Структура научной идеи включает в себя и формируется взаимосвязью трёх элементов:
1. Идеальный (идеализированный) объект–это мысленная познавательная конструкция, отражающая исследуемый объект путём идеализации. Процесс идеализации характеризуется отличием от многих свойств отношений, признаков реальных объектов, и введением в содержание понятий таких признаков, которые в принципе и не существуют в реальности (точка, идеальный газ...).
Так биологический вид–это понятие, отражающее совокупность популяций любых особей, обладающих рядом признаков (способность к скрещиванию, морфологическая общность и др.).
Образовав с помощью идеализации понятия об объекте, в дальнейшем им теоретически оперируют как с реально существующим, строят абстрактные схемы реальных объектов и процессов.
2. Научный принцип («начало, основа»–лат.)–это то, что находится в основе некоторой совокупности фактов или знаний. Под принципом можно понимать вообще любое основание, из которого надо исходить и руководствоваться в процессе познания.
Так в идее Периодической системы химических элементов Менделеев формирует научный принцип следующим образом: «Физические и химические свойства элементов, проявляющиеся в свойствах простых и сложных тел или образуемыми их веществ, стоят в периодической зависимости от их атомного веса.
В идее эволюционного развития Дарвина лежит принцип естественного отбора.
3. Научная закономерность.
Если закон отражает существенные необходимые и повторяющиеся связи и отношения между предметами и явлениями реального мира, то закономерность допускает действие случайности. Поэтому закономерность проявляется как тенденция, где действуют и законы, и случайные отклонения. Иными словами, научная идея не описывает все законы (это задача теории), а указывает на основную тенденцию (закономерность).
Пример: Идея эволюционного развития видов[8] через идею[9] естественного отбора формирует закономерность:
a) избыточное потомство
b) борьба за выживание
c) выживание приспособленных
d) наследственность признаков
Идея периодичности элементов и принцип периодичности отражает не только основную закономерность, но и закон: «Свойства элементов находятся в периодической зависимости от заряда их атомных ядер, а заряд равен атомному номеру элемента в системе.»
[Весь эмпирический материал привески к идеализированному объекту.]
Идея в процессе своего развития приобретает разные формы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.