Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 21

          Специфика его состоит в выделении и исследовании информационного аспекта различных явлений действительности. Наукой всё глубже осознаётся тот факт, что без изучения феномена информации познание мира не может считаться достаточно полным. [Информация–это отражённый активной системой структурный результат взаимодействий, имеющих для неё адаптивно-регулятивное значение.] Поэтому должна быть трезвая оценка возможностей информационного подхода с учётом ограничений. Сфера применения его–это активные системы, то есть био, социальные и человеко-машинные. В рамках информационного подхода такие системы изучаются как устройства для переработки информации. Основные задачи исследователя состоят в определении потоков информации, их объёма, способов кодирования и т.д. Этот подход игнорирует субстратные различия систем если они одинаковым способом перерабатывают информацию и оказываются эквивалентными в информационном смысле.

          Это даёт возможность переносить результаты исследования систем, имеющих одну субстратную основу на любые отличные, но эквивалентные в информационном отношении изучаемому классу систем. Математически информационный подход опирается главным образом на статистическую теорию информатики и теорию автоматов. С методологической точки зрения он представляет собой средство входящее в концептуальный аппарат функционального подхода.


Тема 15. Общелогические методы познания

Вопросы:

1.  Анализ и синтез

2.  Индукция и дедукция

3.  Определение

4.  Абстрагирование

5.  Классифицирование

6.  Сравнение

7.  Аналогия

8.  Моделирование

9.  Обобщение

1. Анализ и синтез

          Анализ–метод познания, включающий приёмы расчленения предмета исследования на его элементы, свойства и отношения. Цель–выяснить свойства элементов как основание и причину их связи. Это даёт возможность к переходу воспроизведения структуры, то есть к синтезу.

          Синтез–метод познания включающий приёмы соединения в выделении элементов в целое (систему). Однако в синтезе не просто объединяются аналитически выделенные элементы, а обобщаются в представление о целом с целью выявления определённых структурных закономерностей, то есть основы целого.

          Анализ и синтез взаимосвязаны. Анализ с самого начала предполагает синтез и выступает как метод и момент познания целого. Более того предварительное условие синтеза–это целостное синтетическое восприятие предмета исследования. С другой стороны синтез знания позволяет выявить законы, сущность первого порядка, включая в теорию объекта, который обогащается и позволяет перейти к новым путям поиска и более глубокому анализу.

2. Индукция и дедукция

          Индукция–это умозаключение от частных фактов к общему утверждению (гипотезе). Дедукция–умозаключение, где вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств множества.

          Основа индуктивного вывода–это повтор признаков в ряду предметов определения класса. Отсюда, заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов данного класса на основе наблюдений широкого множества единичных факторов.

          В любых явлениях есть нечто общее выступающее как объективная закономерность на которую и нацелен индуктивный метод. Важнейшая форма индуктивного метода–это научная индукция, которая осуществляется на основе знаний о причинных связях явления в пределах изучаемого класса. ?? предел–это вывод эмпирических законов. Сущность второго порядка индукции недоступна.

          Научная дедукция определяется как метод научного исследования с помощью познания законов, принципов, принятых аксиом (постулатов) или гипотез. Выводимые из них частные знания истинны, если они по сути достоверны (см. Тема «Теория»)Другими словами, дедукция–это лишь способ логического развёртывания некоторой системы положений на базе исходного знания. И поэтому дедуктивные методы не дают возможность получить содержательно новое знание.

          Таким образом, индукция и дедукция по-своему ограничены, они связаны между собой, также необходимо как анализ и синтез.

3. Определение

4. Абстрагирование

5. Классифицирование

6. Сравнение

7. Аналогия

8. Моделирование

9. Обобщение


Тема 16. Методы теоретического исследования

Тема 17. Методы эмпирического исследования


(часть 2. Социальная философия)

Тема 1. Историческое самоопределение социальной философии

Вопросы:

1.  Истоки социальной философии

2.  Формирование социальной философии

3.  Социальная философия XX века

1. Истоки социальной философии

2. Формирование социальной философии

3. Социальная философия XX века

Тема 2. Предмет социальной философии

Вопросы:

1.  Специфика социального познания и знания

2.  Предмет и функции социальной философии

3.  Специфика философско-социологической теории

1. Специфика социального познания и знания

2. Предмет и функции социальной философии

3. Специфика философско-социологической теории


Тема 3. Общество как природный мир

Вопросы:

1.  Специфика социальной формы материи и законы её взаимодействия

2.  Диалектика взаимосвязи естественного и социального в обществе. Метафизические концепции понимания их взаимосвязи

3.  Народонаселение и географическая среда. Демографический и географический детерминизм.

1. Специфика социальной формы материи и законы её взаимодействия

2. Диалектика взаимосвязи естественного и социального в обществе. Метафизические концепции понимания их взаимосвязи

3. Народонаселение и географическая среда. Демографический и географический детерминизм.

Тема 4. Материально-производственная сфера общества

Вопросы:

1.  Сущность и содержание материального производства

2.  Способ производства

3.  Диалектика развития материального производства

1. Сущность и содержание материального производства

2. Способ производства

3. Диалектика развития материального производства

Тема 5. Технико-технологическая сфера жизни общества

Вопросы:

1.  Техносфера: понятие и содержание