2. Рефлексия среднего уровня. Охватывает любые основные виды человеческой деятельности, в том числе и научной. Сейчас о ней говорят философы и психологи, педагоги и социологи, и т.д. Секрет такой популярности: осознание рефлексии является необходимым компонентом и средством процесса адаптации индивида и коллективов к динамике и условиям протекания деятельности.
3. Рефлексия высшего уровня (философская) касается осмысления предельных оснований бытия и мышления.
Сущность и содержание научной рефлексии можно представить:
1. Рефлексивность в современной науке–это принцип любого научного исследования, который выражается в сознательном контроле над познанием и выступает как форма научного самосознания, направленного на анализ существующего знания и механизма его формирования.
2. Рефлексивные исследования. Рефлексивные установки распространяются на любые компоненты, средства, условия и результаты научной деятельности и знания.
3. Конкретная научная рефлексия–это сложный комплекс процессов, к которым относятся различные формы осознания учёным особенностей, условий, трудностей, задач и т.п. своей деятельности, состояния своей области знания, её основных проблем, тенденций и перспектив развития.
4. Крупные предметные блоки научной рефлексии:
a) философские мировоззрения, основания науки,
b) формирование и организация новых научных дисциплин,
c) содержательные (антологические) основания науки,
d) концептуальные основания научной теории,
e) любая «пирамида» научного знания науки (от языка и научного факта до теории).
5. Функции научной рефлексии:
a) критика рефлексивная
b) рефлексивно-аналитическая (анализ)
c) преобразующая (эвристическая).
Научная рефлексия–это критика и анализ научного знания, научной деятельности и организации, основанные на рефлексивных механизмах данной научной области.
6. Рефлексивные механизмы–это системы понятий (категорий), методов научного исследования форм и структур знания, операций и приёмов, критериев оценки действий по формированию и анализу знания, критериев истинности и обоснованности исходных посылок, в целом обеспечивающие критику, анализ и преобразование предметов научной рефлексии.
Продуктом научной рефлексии являются:
- новое знание о знании и процессах его получения,
- является основой формирующихся нормативов исследуемой деятельности и методологии в целом.
Рефлексивному анализу может быть подвергнута и сама методология.
Исходная категория методологии–это метод. Метод имеет по крайней мере, две основных трактовки, соответствующие двум подходам понимания методологии.
В первом случае, метод–это способ построения и обоснования системы философского и научного знания. При этом методология есть учение о методе, теория, призванная отразить общие закономерности движения научного познания, выделить принципы, законы функционирования и научные мысли. Исходный состав «разработчиков» этой методологии (Сократ, Платон, Аристотель, Локк, Кант, Гегель и др.) свидетельствует, что она является философской и не имеет прямого отношения к конкретным научным исследованиям.
Во втором варианте, метод представляет собой совокупность принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих определённый тип деятельности субъекта (в том числе и научной), стремящегося получить определённый результат. Поэтому, система принципов и способов построения и регулирования процессов познания, решения научных проблем и теория их описывающая является той методологией, которая ближе к позиции исследователя и решает специфические задачи различных уровней.
Современная научная методология подразделяется на 5 уровней:
1. Высший абстрактный уровень методологического анализа науки, то есть философская методология включает в себя мировоззренческую интерпретацию результатов науки, анализ общих форм и методов научного мышления, его категориального строя с точки зрения той или иной картины мира.
2. Второй уровень–общенаучный изучает общенаучные принципы, подходы и формы исследования (субстратный, структурный, функциональный, системный, вероятностный, информационный).
3. Уровень конкретно-научной методологии–составляет совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки.
4. Дисциплинарная методология. Характерны разработки методов, принципов и процедур, свойственных научной дисциплине, входящей в отрасль науки.
5. Междисциплинарные исследования. Методологические установки здесь выражаются и определяются коллективным субъектом, в зависимости от цели и стратегии научного поиска, которые могут трансформироваться поэтапно. При этом широко используется миграция и ассимиляция компонентов дисциплинарной деятельности.
В реальной научной практике процессы и результаты научной рефлексии постепенно перетекают в научную методологию и обратно, так как рефлексия без методологических механизмов теряет свою конструктивность и превращается в чисто интуитивный процесс. Такая же участь ждёт и методологию без критико-аналитической фазы научной рефлексии.
Можно сказать, что современный методологизм выступает развитой и конкретной формой научной рефлексии. Следовательно, успехи исследователя кроются в умении диалектически сочетать принципы научной рефлексии и методологической деятельности.
Следовательно, вырабатывается рефлексивно-методологическая практика и выделяется её типология.
1. Поиск новых мировоззренческих философских оснований науки:
a) Новых постановок и решений проблем реальности, изучаемых в данной науке:
i) проблема содержательного (антологического) статуса теоретического объекта,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.