Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 19

  2.  Рефлексия среднего уровня. Охватывает любые основные виды человеческой деятельности, в том числе и научной. Сейчас о ней говорят философы и психологи, педагоги и социологи, и т.д. Секрет такой популярности: осознание рефлексии является необходимым компонентом и средством процесса адаптации индивида и коллективов к динамике и условиям протекания деятельности.

  3.  Рефлексия высшего уровня (философская) касается осмысления предельных оснований бытия и мышления.

          Сущность и содержание научной рефлексии можно представить:

1.  Рефлексивность в современной науке–это принцип любого научного исследования, который выражается в сознательном контроле над познанием и выступает как форма научного самосознания, направленного на анализ существующего знания и механизма его формирования.

2.  Рефлексивные исследования. Рефлексивные установки распространяются на любые компоненты, средства, условия и результаты научной деятельности и знания.

3.  Конкретная научная рефлексия–это сложный комплекс процессов, к которым относятся различные формы осознания учёным особенностей, условий, трудностей, задач и т.п. своей деятельности, состояния своей области знания, её основных проблем, тенденций и перспектив развития.

4.  Крупные предметные блоки научной рефлексии:

a)  философские мировоззрения, основания науки,

b)  формирование и организация новых научных дисциплин,

c)  содержательные (антологические) основания науки,

d)  концептуальные основания научной теории,

e)  любая «пирамида» научного знания науки (от языка и научного факта до теории).

5.  Функции научной рефлексии:

a)  критика рефлексивная

b)  рефлексивно-аналитическая (анализ)

c)  преобразующая (эвристическая).

Научная рефлексия–это критика и анализ научного знания, научной деятельности и организации, основанные на рефлексивных механизмах данной научной области.

6.  Рефлексивные механизмы–это системы понятий (категорий), методов научного исследования форм и структур знания, операций и приёмов, критериев оценки действий по формированию и анализу знания, критериев истинности и обоснованности исходных посылок, в целом обеспечивающие критику, анализ и преобразование предметов научной рефлексии.

          Продуктом научной рефлексии являются:

   - новое знание о знании и процессах его получения,

   - является основой формирующихся нормативов исследуемой деятельности и методологии в целом.

          Рефлексивному анализу может быть подвергнута и сама методология.

2. Научная рефлексия и методология. Сущность научной методологии

          Исходная категория методологии–это метод. Метод имеет по крайней мере, две основных трактовки, соответствующие двум подходам понимания методологии.

          В первом случае, метод–это способ построения и обоснования системы философского и научного знания. При этом методология есть учение о методе, теория, призванная отразить общие закономерности движения научного познания, выделить принципы, законы функционирования и научные мысли. Исходный состав «разработчиков» этой методологии (Сократ, Платон, Аристотель, Локк, Кант, Гегель и др.) свидетельствует, что она является философской и не имеет прямого отношения к конкретным научным исследованиям.

          Во втором варианте, метод представляет собой совокупность принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих определённый тип деятельности субъекта (в том числе и научной), стремящегося получить определённый результат. Поэтому, система принципов и способов построения и регулирования  процессов познания, решения научных проблем и теория их описывающая является той методологией, которая ближе к позиции исследователя и решает специфические задачи различных уровней.

          Современная научная методология подразделяется на 5 уровней:

  1.  Высший абстрактный уровень методологического анализа науки, то есть философская методология включает в себя мировоззренческую интерпретацию результатов науки, анализ общих форм и методов научного мышления, его категориального строя с точки зрения той или иной картины мира.

  2.  Второй уровень–общенаучный изучает общенаучные принципы, подходы и формы исследования (субстратный, структурный, функциональный, системный, вероятностный, информационный).

  3.  Уровень конкретно-научной методологии–составляет совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки.

  4.  Дисциплинарная методология. Характерны разработки методов, принципов и процедур, свойственных научной дисциплине, входящей в отрасль науки.

  5.  Междисциплинарные исследования. Методологические установки здесь выражаются и определяются коллективным субъектом, в зависимости от цели и стратегии научного поиска, которые могут трансформироваться поэтапно. При этом широко используется миграция и ассимиляция компонентов дисциплинарной деятельности.

3. Содержание рефлексивной методологической практики

          В реальной научной практике процессы и результаты научной рефлексии постепенно перетекают в научную методологию и обратно, так как рефлексия без методологических механизмов теряет свою конструктивность и превращается в чисто интуитивный процесс. Такая же участь ждёт и методологию без критико-аналитической фазы научной рефлексии.

          Можно сказать, что современный методологизм выступает развитой и конкретной формой научной рефлексии. Следовательно, успехи исследователя кроются в умении диалектически сочетать принципы научной рефлексии и методологической деятельности.

          Следовательно, вырабатывается рефлексивно-методологическая практика и выделяется её типология.

1.  Поиск новых мировоззренческих философских оснований науки:

a)  Новых постановок и решений проблем реальности, изучаемых в данной науке:

i)  проблема содержательного (антологического) статуса теоретического объекта,